Функции детских объединений
Т.В. Трухачева, кандидат педагогических наук, вице-президент Ассоциации исследователей детского движения, г. Москва. |
Создатели детских формирований (ими чаще всего оказываются взрослые) на первых порах пытаются дать себе ответ на вопрос «Чем, собственно, будет заниматься новое сообщество?». И в той мере, в какой им удается ответить самим себе на этот вопрос, фиксируют его в документе, который регулирует или регламентирует (либо будет регулировать или регламентировать) деятельность сообщества. Как свидетельствует практика, понятие функции организаторами - т.е. взрослыми, непосредственно причастными к детским формированиям, употребляется нечасто. Уместно предположить, что и другие взрослые, опосредованно причастные к основным организаторам, чаще всего ищут ответ на этот же вопрос, не углубляясь в детали. Однако у каждого из них свое представление об этом понятии. Осмысление толкований дает основание для рассмотрения функций детских объединений, в общем и конкретном смысле. Так, функции детских общественных объединений в обществе и государстве означают, с точки зрения опосредованно причастных к ним взрослых, - «обязанность, круг деятельности», «назначение» этих формирований. Если же соотнести приведенное толкование с реальным детским общественным объединением как с одним из конкретных институтов социализации подростков и принять во внимание, что приведенное выше толкование отражает (ожидаемое) предвосхищение, представляется оправданным и необходимым рассматривать более конкретный смысл, который бы позволил «раскрыть круг», «войти в него» как непосредственному организатору, так и родителям детей, желающих направить своего ребенка в это объединение и стремящихся разделить его (объединения) проблемы, содействовать ему в его деятельности. Исходя из этого, можно конкретизировать следующее: - функции детских общественных объединений представляют собой его (объединения) предполагаемые, фиксированные Уставом (или иным документом) социальные действия, регулируемые определенными нормами и контролируемые как органами управления самого объединения, так и органами управления соответствующих государственных структур. Следует заметить, что и общий, и конкретный смысл отражает лишь желательность, предполагаемость фиксируемых и контролируемых действий (должны быть), но не сами действия (их может не быть либо одно может быть заменено другим). Тем не менее, знакомство и анализ правовой основы деятельности детских общественных объединений - Конвенции о правах ребенка, Законов РФ «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», общего и конкретного подхода к формулированию понятия дают основание для выделения явных и скрытых (латентных) функций. Сам факт создания объединения есть реализация статьи 15 Конвенции о правах ребёнка, и следует считать ведущей функцией. Помимо этого к явным функциям детских общественных объединений следует отнести: - осуществление норм, связанных с реализацией гражданских прав и свобод, зафиксированных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (ст.7), право на сохранение индивидуальности (ст.8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15), защиту личной жизни (ст. 16), право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст.37а); - действия, направленные на достижение цели, зафиксированной в Уставе (или ином документе) или достигнутой в процессе устной договоренности и способствующие социализации личности ребенка, обретению им жизненного опыта в условиях добровольного соблюдения установленных демократическим путем норм, правил и процедур; - формирование новых представлений о жизни в условиях добровольно принятых на себя (самообязывающих) норм и правил (либо закрепления или корректировки уже существующих). Условно первые можно назвать гражданскими, вторые - социализирующими и третьи - формирующими. Одновременно с этим детские общественные объединения выполняют скрытые функции, способствующие: - закреплению в поведении подростка демократических ценностей и норм, провозглашенных в объединении, и превращению их в привычку; - формированию в детской среде лидеров, которые впоследствии могут войти в общественную элиту; - привлечению внимания детей и взрослых - как государственных служащих, так и общественников - представителей средств массовой информации, не участвующих в деятельности объединения, к его деятельности (программе, проекту) и участию (членству) в нем. Таким образом, круг деятельности детских объединений объемен. Он отражает как общий, так и конкретный смысл, значимый и важный, с одной стороны, для государства и общества, с другой - для конкретного создателя объединения, а также для каждого его участника. Желательность, предвосхищение действий отражают явное и скрытое назначение объединения. От кого зависит объем уже названного круга? От участников (членов) объединения - детей и подростков? От взрослого непосредственно или опосредованно причастного к объединению? От масштабов объединения? От возраста, национальности, пола участников? От органов власти, определяющих и разрабатывающих правовую основу деятельности всех общественных формирований, в том числе детских? И от кого - в большей, а от кого в меньшей степени? Ответы на эти вопросы неоднозначны и требуют серьезного и вдумчивого поиска, разноуровневого и разнообъемного, индивидуального и в самой большой мере коллективного. На этот раз выполняется лишь малая его частица, связанная со сравнительным анализом функций детских формирований, действовавших в России, в бывшем СССР и действующих в новой России. В качестве источников, фиксирующих функции детских объединений, используются архивные документы и документы ныне действующих детских общественных объединений. Основой для выбора стали документы, утвержденные соответствующей полномочной инстанцией (в допионерский и пионерский период это был комсомол), имеющие продолжительность действия не менее года, регулирующие деятельность организаций международного, общероссийского и зарубежного уровня. Это такие основополагающие документы, как: Организационное положение детских коммунистических групп юных пионеров имени «Спартака» (1923 г.) - единственный наиболее полный документ допионерского периода; Положение о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина (1967 г.) - действующее самое продолжительное время в пионерский период - с 1967 до 1987 г.; Устав Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (1992 г.) - правопреемника Всесоюзной пионерской организации и одного из международных, самых крупных детских объединений постпионерского периода; Устав Федерации детских организаций «Юная Россия» (1991 г.) - принципиально нового, первого объединения общероссийского масштаба; Пять «китов» ЭЛО (1987) - первой, альтернативной Всесоюзной пионерской организации - детской организации Эстонии. Во всех взятых для сравнительного анализа документах отсутствует понятие функции. Отсюда предложенные для сравнения извлечения сделаны на основе приведенного выше определения (понятия). Допионерский период: «...В отряд юных пионеров принимаются преимущественно дети рабочих и крестьян от К) до 14-ти лет включительно. Прием производится по рекомендации двух пионеров, комсомольцев или членов РКП через совет отрядов и с утверждением общего собрания пионеров отряда... Исключение из отрядов производится по постановлению звена, совета отряда, после утверждения собранием отряда. ... Для проведения повседневной работы, приема и исключения членов, внутреннего самоуправления и установления товарищеской дисциплины в отряде создается совет отряда из вожатых всех звеньев, руководителя отряда и его помощника. Совет отряда избирает на 3 месяца секретаря, ведущего протоколы заседания совета, дневник отряда и другую работу по поручению совета. Для руководства заседаниями совета каждый раз избирается председатель. Все постановления совета проводятся с согласия руководителя отряда и вывешиваются за его подписью и подписью секретаря совета. …Кроме того, отряд избирает заведующего хозяйством, заведующего библиотекой редактора журнала, периодически переизбираемых и работающих под руководством совета отряда. Каждый отряд имеет свой номер ... и может присваивать себе название идейного вождя из революционных деятелей. ...Звено избирает вожатого и одного помощника, переизбираемых каждые три месяца ... присваивает себе название, имеющее революционно-трудовой смысл («Красный летчик», «Текстильщик». «Слесарь», «Металлист», «Серп и молот» или «Муравей», «Бобры», «Пчелы» и т.п.) В звене проводится конкретная повседневная работа, как то: работа в мастерских, беседы, занятия по физкультуре, подготовка материалов для отрядного журнала, газеты, пионер-практика, подготовка лагерной кампании игры и т.д. Вся работа проходит под наблюдением руководителя отряда и его помощников, которые проводят свои решения и указания через вожатых». Пионерский период: «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина - массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ. ... Основные задачи ... - воспитать пионеров преданными делу Коммунистической партии, верными революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, привить юным ленинцам любовь к социалистической Родине, непримиримость к ее врагам, готовить пионеров к защите Отечества. ... Пионерская организация воспитывает у детей любовь к знаниям и ответственное отношение к учению, прививает интерес к науке и технике, культуре и искусству, содействует их всестороннему развитию. Пионерская организация развивает у пионеров общественную активность и коллективизм, растит их сознательными, честными, смелыми, здоровыми и жизнерадостными... воспитывает юных ленинцев в духе интернационализма, крепит дружбу с детскими коммунистическими и демократическими организациями всех стран». Постпионерский период: «1.1. Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций... является международным добровольным независимым союзом самодеятельных общественных объединений, объединяющим на основе общих интересов и взаимно согласованных принципов детские организации, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах. 2.3. Для реализации уставных задач и в интересах своих членов СПО-ФДО: Разрабатывает предложения по актуальным проблемам детского движения; содействует разработке, координации и реализации общих программ, проектов, осуществляет международные туристические и культурные обмены детскими группами и делегациями. Готовит методические и информационные материалы в помощь членским организациям СПО-ФДО; осуществляет по согласованию с членскими организациями СПО-ФДО переподготовку их кадров; содействует реализации межгосударственных соглашений по вопросам, касающимся детей. Осуществляет издательскую деятельность, учреждает свои печатные органы (журналы, газеты) в соответствии с Законом о печати и других средствах массовой информации. Издает и распространяет книги, журналы, альбомы, плакаты, аудио-, видеопродукцию, связанные с деятельностью СПО-ФДО; создает общественные фонды поддержки инициатив и специализированные фонды. Осуществляет через создаваемые предприятия хозяйственную, в том числе внешнеэкономическую деятельность». Федерация детских организаций «Юная Россия» намерена решать следующие задачи: «... объединение усилий и оказание содействия организациям, объединившимся в федерацию, в реализации их уставных и программных положений; координация деятельности и оказание помощи субъектам... в информационной, правовой, методической, материально-технической и других сферах; - осуществление взаимодействия с государственными и другими социальными институтами общества с целью принятия решений в интересах детей, подростков, а также взрослых - членов организаций; содействие в создании и укреплении кадрового корпуса организаторов... движения; оказание содействия субъектам... в осуществлении контактов с: детскими и подростковыми организациями и движениями союзных республик, за рубежом, а также с ... действующими на территории РФ, но не входящими в состав Федерации; - разработка и реализация программ для совместной социально значимой деятельности субъектов; - стимулирование и поддержка общественно ценных инициатив организаций; - привлечение общественного внимания к проблемам детского, подросткового движения». Хартия ЭЛО. «Детская организация Эстонии ЭЛО является самостоятельной организацией и не является коллективным членом никакой другой организации. ЭЛО действует совместно со всеми другими прогрессивными организациями и движениями. Задачи ЭЛО. 1. ЭЛО создает возможности для всестороннего развития детей, основываясь на формировании гуманистического мировоззрения и развитии врожденных способностей. 2. ЭЛО учит действовать в организации и обучает демократии, дает знания и умения руководителя и организатора. 3. ЭЛО дает возможность детям участвовать в обсуждении всех вопросов, связанных с обществом и общественной жизнью. 4. ЭЛО представляет и защищает права и интересы детей Эстонии». Анализ приведенных извлечений хотелось бы дополнить сведениями из уже названного источника (справочника) и сделать на этой основе некоторые выводы. «Социокинетика». Часть 1. Москва-2000. Продолжение следует. Журнал "Жасstar", № 4 (6), декабрь 2005 г. [ Вернуться к содержанию ]
|