Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Сохранение разнообразия

В современных условиях развития нашей страны важным представляется осмысление проблем утверждающего себя в массовом сознании детского общественного движения.

В преддверии 80-летия пионерской организации в Москве состоялась очередная научная конференция, участники которой сосредоточили свое внимание на наиболее актуальных для современного этапа проблемах развития детского движения, рассмотрении существенных его характеристик, а, самое главное, - обосновании прогноза его развития. Этот новый уровень рассмотрения стратегии и тактики детского движения может быть обозначен в ряде обобщенных характеристик.

Первое.

Детское движение - это системный феномен. Феномен этот включает воспитательные цели, особенно связанные с нравственным становлением личности, а также способы организации деятельности, отвечающие интересам и потребностям детского возраста, предполагающие личностные приобретения субъектов деятельности и отношений.

Второе.

Детское движение - это социальное явление. Следует сказать, что на современном этапе своего развития оно пока не приобрело большого значения именно в этом плане. Очень немногочисленны любые из структур детского движения, их воспитательные возможности ограничены и т.д. В современных структурах детского движения эти возможности реализуются для очень малой части детей и подростков, но это не снимает необходимости их научного анализа.

Третье.

Рассмотрение сущности, развития, анализ прошлого, настоящего и будущего детских объединений - очень важная проблема. И здесь на первом плане необходимость оценки перспектив развития любой его структуры, обоснованный прогноз ее (структуры) дальнейшего существования. Проблема прогноза наиболее остра для такой структуры современного детского движения как пионерская организация.

Судьба, перспективы существования пионерской организации до сих пор привлекают внимание теоретиков и практиков. Один из самых острых вопросов - надо ли возрождать пионерскую организацию как структуру детского движения, которая должна охватывать значительное количество детей, подростков, т.е. претендовать на массовость?

Более частные, но тоже очень существенны и другие вопросы. Каким должно быть содержание деятельности? Насколько должны вмешиваться в деятельность пионерской организации политические партии и государство? Какова может быть роль школы, учреждений дополнительного образования? Нужны ли для создаваемых пионерских объединений новые атрибуты и символы или можно их позаимствовать у пионерской организации прошлого?

Эти и другие вопросы пока не решены. Они выступают как пространство для дискуссий политиков, ученых, практических работников. Пытаясь ответить на них с собственных позиций, осознаю, что, мои суждения достаточно субъективны и дискуссионны.

Начну с самого острого и актуального для сегодняшнего дня вопроса: возможно ли возрождение пионерской организации как структуры детского движения, охватывающего значительное количество детей и подростков? И возможно ли ставить задачу ее возрождения?

Считаю, что возрождение пионерской организации как таковой невозможно и такая постановка вопроса неправильна.

Известно, что деятельность Всесоюзной пионерской организации определялась коммунистической идеологией.

Организация эта была детищем коммунистической партии и советского государства, руководство ею осуществлял комсомол. Коренные преобразования в нашей стране, в результате которых ушла в прошлое правящая коммунистическая партия, привели к тому, что вместе с ней прекратила свое существование и пионерская организация. И это совсем не противоречит тому, что СПО (ФДО) считает себя правопреемницей Всесоюзной пионерской организации, что существуют структуры пионерской организации в регионах России и странах СНГ. Это не возрождение пионерской организации, а создание структуры детского общественного движения, которая организуется на новых идеологических основаниях и в тоже время использует то положительное, что имелось в опыте пионерской организации, в том числе и ее название, привычное и значимое для многих поколений граждан страны.

Однако такая организация не может быть создана приказом какого-либо руководящего лица сверху, например, мэра или губернатора. Она должна быть основана на потребностях самих детей, подростков. И массовость охвата детей пионерскими структурами нам не грозит, по крайней мере, в ближайшее время. Вместе с тем, говорить об общем идеологическом основании возможно.

Идеологическую базу детского движения, в первую очередь пионерского, составляет идеология гуманизма, которая предполагает учет интересов и потребностей детей и воспитание молодого поколения в духе этих ценностей.

Разработка гуманистических основ, условий и способов привлечения детей, объединенных в структуры детского общественного движения, в том числе и пионерского, очень существенна. Не признавая руководящую роль государства в детском движении, важно видеть возможность поддержки государства в его существовании. Поучительным примером в этом плане может служить Белорусская пионерская организация, в рядах которой состоит около 150 тысяч ребят. Именно государство поддерживает эту организацию, также как и другие детские движения. Материально содействует созданию всякого рода формирований при школах, учреждениях дополнительного образования, субсидирует печатание литературы. Таким образом, помощь государства в развертывании детского движения возможна, но в определенных пределах. И, как мне представляется, государственные органы силой приказа, распоряжения, прямого администрирования не могут и не должны вмешиваться в процесс создания (возрождения) структур детского движения, в том числе и пионерского. Таков может быть выход на прогноз этого направления движения.

Но стоит посмотреть и на то, что сейчас происходит в современном пионерском движении, как оно существует, какие ценности утверждает. И в этом плане отметим довольно интересные и в какой-то мере противоречивые явления в практике пионерского движения. Фактически в современных условиях существуют как бы две ветви пионерского движения. Одна его ветвь связана с партийными структурами и в первую очередь с Коммунистической партией Российской Федерации. Не случайно руководитель КПРФ повязывает пионерам красные галстуки. Припартийные структуры юных пионеров, их еще называют юными ленинцами, существуют в ряде городов, в том числе и в Санкт-Петербурге. И это при том, что воспитание детей в духе определенной партийной идеологии запрещено положением о детском движении. Но это, как видно, неизбежные пока издержки современной ситуации общественного развития. Вместе с тем, существуют структуры детского движения, и в частности, пионерского, которые свободны от партийного влияния, реализуют в своей работе гуманистические ценности. Особенно важно отметить наличие таких объединений в национальных республиках. Например, в Якутии, Башкирии, Чувашии, Мордовии и ряде других. Безусловно, в этих случаях, находятся и реализуются связи общечеловеческих и национальных ценностей. Насколько долго будут соседствовать эти две ветви пионерского движения, - сказать трудно.

Вместе с тем, более определенный прогноз, на мой взгляд, возможен в отношении скаутского движения. Анализ сущности скаутинга, его истории, воспитательных возможностей и перспектив свидетельствует о большом значении скаутского движения в общем движении России. Кстати, наиболее глубокий анализ Российского скаутского движения, его истории, системы ценностей, перспектив развития представлен в монографии Ю.В.Кудряшова (Ю.Кудряшов. Российское скаутское движение. Исторический очерк. Архангельск, 1997). Автор подчеркивает значимость системы его ценностей и считает, что наиболее важной выступает признание зависимости человека от себя самого, своих индивидуальных усилий и личных качеств, настойчивости и решительности, надежды на улучшение своего положения.

Однако и в скаутском движении России, безусловно, существует ряд нерешенных проблем. Это движение неоднородно. Существует ряд объединений и постоянные попытки создать единственную национальную скаутскую организацию привели к положительным результатам.

Одним из существенных идеологических оснований скаутского движения выступает религия, религиозное мировоззрение. Нельзя сказать, что эта проблема уже решена, однако определенные шаги в этом плане существенны. Прежде всего создание Федерации православных следопытов (скаутов).

Это детская православная организация и главная ее цель - православное воспитание детей и подростков. Она принадлежит церковному православному молодежному движению (председатель архиепископ Костромской и Галичский Александр).

Мировоззренческая направленность данной структуры очевидна. Долг перед Богом - один из принципов скаутинга. Однако отношение к религии довольно сложное. Оно по-разному выступает в разных структурах скаутского движения и допускает известную свободу вероисповедания, но ни в коем случае не допускает атеизма. Приверженность данной местной структуры находится в зависимости от конфессии и ее наставника. И это может быть и буддист, и православный священник, и униат. Это положение самими представителями мирового скаутского движения не очень принимается. И в свое время и нам пришлось быть свидетелями ожесточенного спора на мировом скаутском конгрессе в Санкт-Петербурге между представителями разных религиозных конфессий о том, можно ли мириться с таким положением. Однако, как всегда в этих случаях бывает, никакое решение не было принято. И все же несмотря на некоторые нерешенные проблемы (наличие разных направлений в скаутском движении в России и на данном этапе невозможность их объединения, отношение к религиозной идеологии и т.п.), скаутское движение в России имеет довольно определенные перспективы своего существования. Оно будет развиваться, но пока - в ближайшем будущем - вряд ли выйдет даже на мировой количественный рубеж (около 5,0% состава детского населения). Однако разработанность и реализация в мировой практике всей системы скаутинга, поддержка его мировым сообществом и другие основания позволяют с оптимизмом обозначить все прогнозы его дальнейшего развития. И не случайно то обстоятельство, что опыт скаутского движения подвергается научному анализу как международный и как российский феномен, что отражено в значительном количестве и научных, и методических публикаций.

В пространстве детского движения известное место занимает коммунарское движение, реализующее идеи И. П. Иванова. Отряды действуют в Санкт-Петербурге, Рязани, Архангельске, Петрозаводске и других регионах.

Это движение привлекательно точно разработанными гуманистическими целями, блестяще разработанной методикой коллективной творческой деятельности (КТД).

И, однако, несмотря на такую взаимосвязь теории и практики, в коммунарском движении отчетливо проявляется опасность их разрыва.

В современных условиях описание и реализация методики КТД нередко оказывается на первом плане. Публикуются труды бывших соратников И.П.Иванова, труды его последователей, основу которых опять-таки составляют выходы на комплекс коллективных творческих дел. Но против такой опасности предупреждал в свое время сам И.П.Иванов, подчеркивая вторичный характер своих методических поисков и выдвигая на первый план цели и гуманистическую направленность («педагогика общей заботы») деятельности тех объединений, которые им создавались. И примером преодоления этого просчета в развертывании коммунарского движения может служить деятельность последователей И.П.Иванова в Санкт-Петербурге, которые многое делают для увековечения его памяти, издания его трудов, восстановления для науки и практики детского движения его научных и практических поисков его сомнений и раздумий. Именно в Санкт-Петербурге создаются структуры коммунарского движения, действующие на базе отдельных школ и реализуются в единстве цели, направленности и методики работы. Еще одна характеристика. Она касается соотношения общечеловеческих ценностей, ценностей отдельной личности и ценностей национальных, даже сословных. Проблема сложная. Неоднозначная. Но, как и всякая другая, касается детей и подростков.

В Ставропольском и Краснодарском краях создана организация юных казаков, которая претендует на право принадлежать к детским общественным объединениям. Однако направления деятельности юных казаков, овладение умениями и навыками казачьего сословия (ухаживать за лошадью, ездить верхом, владеть холодным оружием и т.д.), усвоение нравственных ценностей казачьего сословия, на мой взгляд, в определенной мере противоречат общечеловеческим ценностям. Было бы неправильно отталкивать движение юных казаков из общего пространства детского движения. Тем не менее преодоление противоречий в сфере нравственных ценностей - серьезная проблема, которую необходимо решить создателям и организаторам этого движения.

В теории и практике детского движения особое значение приобретает разработка ряда проблем. Важнейшая - создание методики организации деятельности, поиск специфических для движения методов и методик. Как уже отмечалось, цели деятельности должны быть связаны с интересами ее участников, формы работы должны быть привлекательными, учитывать возрастные особенности детей и подростков. Из прошлого пионерской организации мы помним, как обеднялась жизнь пионерского коллектива и каждого ребенка, когда цели навязывались сверху, а методы и приемы копировали общественную жизнь взрослых. Но и в современных условиях, определяясь интересами участников общего дела, цель деятельности должна иметь выход на общественно ценные результаты. Именно эти особенности в контексте взаимосвязи целей в современном детском движении и его методического обеспечения помогают реализовать его общественную направленность, его деятельность как систему, позволяющую выйти на общественно ценный результат, что особенно существенно для детского общественного движения.

Хотелось бы подчеркнуть: раньше в научных поисках методика деятельности рассматривалась изолированно от всех других проблем. В современных условиях она включается в общую систему, что дает возможность сделать более обоснованные предположения и выводы о ее сущности в каждой из структур детского движения.

Продолжу о нерешенных исследователями проблемах.

Одна из существенных - противоречия, вытекающие из социальных условий существования детского движения. Противоречия общественного объективного и субъективного характера прежде всего в системе ценностей детского движения. И одно из них - противоречие между гуманистическими общечеловеческими ценностями, на которые ориентируют структуры детского движения, и национальными, а в некоторых случаях - сословными ценностями, которые разъединяют людей, с детства порождают национальную рознь, сословную исключительность.

Одновременно следует обратить внимание на нерешенные вопросы в развитии детского движения. Это:

Отношения детского движения и государства.

Роль и функции государства в детском движении.

Роль и функции учреждений дополнительного образования в развитии детских общественных объединений.

Эти учреждения делают многое для детских общественных объединений. Помогают осмыслить цели, содержание и результаты деятельности. Организуют конференции и семинары для тех, кто с ними взаимодействует, специальные смены в лагерях для актива. Изучают и обобщают опыт детских объединений. Выпускают методическую литературу. Этот опыт требует поддержки и осмысления исследователями.

Роль и функции учителя, школы в детском движении. На протяжении многих десятилетий существования пионерской организации этот вопрос постоянно возникал и решался далеко не однозначно. Известно, что с начала 30-х годов пионерская организация имела своей базой школу. На учителя, классного руководителя были возложены функции вожатого. И это была не вина, а беда для учителя, т.к. эти функции были для него трудными. Они не отвечали его положению в системе учебно-воспитательного процесса и очень часто реализовывались с нарушением основных принципов самодеятельной детской организации. Но какой должна быть функция школы, учителя в современном детском движении и в его будущем - эта проблема остается открытой.

Детское движение и партийные структуры.

Влияние идеологии коммунизма, коммунистической партии на пионерскую организацию. Известно: некоторые пионерские структуры и организационно и особенно идеологически выступают как припартийные. И совсем не случайно руководитель коммунистической партии Г.А.Зюганов так торжественно повязывает красные галстуки ребятам в Ульяновске и произносит соответствующие речи. Целиком припартийной является структура «Соколят» при ЛДПР. Как все это должно решаться в перспективе? Этот вопрос очень существенен.

Важен и существенен ответ на вопрос о взрослых, о тех, кто работает и должен работать с детскими общественными объединениями. Нужно ли таких взрослых специально готовить? Кто должен и может этим заниматься?

Эти и многие другие проблемы требуют решения. На них ищет ответы теория и практика детского общественного движения и особенно активно - Ассоциация его исследователей.

 

«Детское движение. Корифеи-исследователи».

К.Д. Радина, выпуск 1 (2004).


Комитет общественных связей г.Москвы,

Городской координационный совет

по Государственной поддержке развития детского движения Москвы,

Ассоциация исследователей детского движения.

Журнал "Жасstar", № 4 (6), декабрь 2005 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум