Типология детских общественных формирований
Е.А. Дмитриенко, кандидат педагогических наук |
Окончание. Начало в № 2(4), № 3(5). Детские организации создаются для удовлетворения насущных потребностей детей, в интересах полноценного социального развития подрастающих поколений. Следовательно, первостепенную ценность в исследовании представляет информация о том, что дает, какие возможности предоставляет своим членам конкретная детская организация, какую роль она играет не только в жизни социума, но и ребенка. Поэтому основной информационной единицей нашего исследования определена система взаимоотношений ребенка (подростка) с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения наиболее ярко и полно представлены в сфере свободного (неофициального) самоопределения ребенка, в ситуациях его социального выбора. Ребенок - субъект общественных отношений нами рассматривается как ведущее ценностное начало, главный смыслообразующий компонент любого типа детского объединения, членом которого он является. Огромную информационную ценность представляет также характерологический анализ и других сущностных свойств системы общественных отношений, интегрированных и представленных в действительности данной детской организацией. А именно: их направленностью, предметностью, ценностной результативностью, уровнем технологического обеспечения (репродуктивный, творческий и пр.). Любая детская организация в своих истоках ориентирована на аккумуляцию, ассимиляцию и воспроизводство, созидание неких человеческих ценностей, обеспечивающих полноценное жизненное существование, благополучие своих членов. Иными словами, в своем зародыше, в эмбриональном существовании все детские организации являются просоциальными. Следовательно, при наличии адекватных социокультурных условий проблема наращивания и материализации их воспитательных потенциалов может быть успешно решена. Свидетельств этому в мировой практике детского движения немало. Моделирование, но главное, актуализация и материализация воспитательного потенциала детских общественных организаций сложнейшая методологическая, теоретическая, организационно-технологическая проблема. Ее решение связано с наличием достаточно четких представлений об основных компонентах сущностной системной целостности детской организации, как вполне автономного социально-педагогического института детства. В качестве основных компонентов культурообразующих (воспитательных) потенциалов детских организаций мы определили так называемые социоэнергетические поля, возникающие в системе соотношений разнополюсных социокультурных “зарядов” субъектов-носителей. А именно: актуальных потребностей детей и возможностей их удовлетворения в данном социуме. При этом системообразующей основой является, по нашему мнению, доминирующая совокупность ценностных ориентаций и социальных запросов детей, направленность актуализации которой зависит от степени соответствия детских интересов с интересами, возможностями социума, общества, государства. Важно учитывать, что социальный (воспитательный) потенциал детских общественных организаций - сложное разноуровневое образование, представляющее (отражающее) не только актуальные потребности и интересы детства, но и основные, жизненно важные для ребенка социальные сферы-ниши его общественного бытия. Исследование в принципе невозможно без анализа достаточно объективных данных о состоянии общественного бытия, социального благополучия современного детства. О том, что дают подрастающему поколению сегодня общество, семья, государство, школа, социум. Каковы жизненные планы и возможности, ценностные ориентации, актуальные потребности самих детей. Каков диапазон их свободного социального самоутверждения, самостоятельности, самодеятельности, самовыражения, самореализации с учетом возрастных и личностно-индивидуальных особенностей ребят, региональной специфики, реальных и необходимых условий организационного, психолого-педагогического, социокультурного функционального обеспечения существующих, заявляющих о себе детских организаций. Немаловажную роль играет определение доминирующих факторов, предопределяющих судьбу, актуальное состояние детского общественного движения, развития детских социальных инициатив. Типологический анализ существующего многообразия детских формирований подтвердил нашу мысль о том, что природа детского общественного движения, детских социальных инициатив при всей бесконечности своего разнообразия по существу сводится к удовлетворению актуальных жизненных потребностей детей: а) в жизнеобеспечении, в жизнеспособности (витальный уровень); б) в общении (социально-психологический уровень); в) творческой самореализации (социокультурный уровень). Наиболее полно эти потребности удовлетворяются в детских организациях социально-пропедевтического типа, имеющих наиболее энергоемкий, культурообразующий (воспитательный) потенциал. Журнал "Жасstar", № 4 (6), декабрь 2005 г. [ Вернуться к содержанию ]
|