Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

К вопросу о сущности детского движения

Типология детских общественных формирований

Е.А. Дмитриенко, кандидат педагогических наук

Окончание.

Начало в № 2(4), № 3(5).

Детские организации создаются для удовлетворения насущных потребностей детей, в интересах полноценного социального развития подрастающих поколений.

Следовательно, первостепенную ценность в исследовании представляет информация о том, что дает, какие возможности предоставляет своим членам конкретная детская организация, какую роль она играет не только в жизни социума, но и ребенка. Поэтому основной информационной единицей нашего исследования определена система взаимоотношений ребенка (подростка) с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения наиболее ярко и полно представлены в сфере свободного (неофициального) самоопределения ребенка, в ситуациях его социального выбора.

Ребенок - субъект общественных отношений нами рассматривается как ведущее ценностное начало, главный смыслообразующий компонент любого типа детского объединения, членом которого он является. Огромную информационную ценность представляет также характерологический анализ и других сущностных свойств системы общественных отношений, интегрированных и представленных в действительности данной детской организацией. А именно: их направленностью, предметностью, ценностной результативностью, уровнем технологического обеспечения (репродуктивный, творческий и пр.).

Любая детская организация в своих истоках ориентирована на аккумуляцию, ассимиляцию и воспроизводство, созидание неких человеческих ценностей, обеспечивающих полноценное жизненное существование, благополучие своих членов.

Иными словами, в своем зародыше, в эмбриональном существовании все детские организации являются просоциальными. Следовательно, при наличии адекватных социокультурных условий проблема наращивания и материализации их воспитательных потенциалов может быть успешно решена. Свидетельств этому в мировой практике детского движения немало.

Моделирование, но главное, актуализация и материализация воспитательного потенциала детских общественных организаций сложнейшая методологическая, теоретическая, организационно-технологическая проблема. Ее решение связано с наличием достаточно четких представлений об основных компонентах сущностной системной целостности детской организации, как вполне автономного социально-педагогического института детства. В качестве основных компонентов культурообразующих (воспитательных) потенциалов детских организаций мы определили так называемые социоэнергетические поля, возникающие в системе соотношений разнополюсных социокультурных “зарядов” субъектов-носителей. А именно: актуальных потребностей детей и возможностей их удовлетворения в данном социуме. При этом системообразующей основой является, по нашему мнению, доминирующая совокупность ценностных ориентаций и социальных запросов детей, направленность актуализации которой зависит от степени соответствия детских интересов с интересами, возможностями социума, общества, государства. Важно учитывать, что социальный (воспитательный) потенциал детских общественных организаций - сложное разноуровневое образование, представляющее (отражающее) не только актуальные потребности и интересы детства, но и основные, жизненно важные для ребенка социальные сферы-ниши его общественного бытия.

Исследование в принципе невозможно без анализа достаточно объективных данных о состоянии общественного бытия, социального благополучия современного детства.

О том, что дают подрастающему поколению сегодня общество, семья, государство, школа, социум. Каковы жизненные планы и возможности, ценностные ориентации, актуальные потребности самих детей. Каков диапазон их свободного социального самоутверждения, самостоятельности, самодеятельности, самовыражения, самореализации с учетом возрастных и личностно-индивидуальных особенностей ребят, региональной специфики, реальных и необходимых условий организационного, психолого-педагогического, социокультурного функционального обеспечения существующих, заявляющих о себе детских организаций.

Немаловажную роль играет определение доминирующих факторов, предопределяющих судьбу, актуальное состояние детского общественного движения, развития детских социальных инициатив.

Типологический анализ существующего многообразия детских формирований подтвердил нашу мысль о том, что природа детского обще­ственного движения, детских социальных инициатив при всей бесконечности своего разнообразия по существу сводится к удовлетворению актуальных жизненных потребностей детей:

а) в жизнеобеспечении, в жизнеспособности (витальный уровень);

б) в общении (социально-психологический уровень);

в) творческой самореализации (социокультурный уровень).

Наиболее полно эти потребности удовлетворяются в детских организациях социально-пропедевтического типа, имеющих наиболее энергоемкий, культурообразующий (воспитательный) потенциал.

Журнал "Жасstar", № 4 (6), декабрь 2005 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум