Терминологический словарь
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО- форма организации деятельности детского объединения. Коллективное творческое дело выступает одним из средств воспитания и имеет ряд особенностей: - планирование, подготовка и осуществление его предполагает участие абсолютного большинства участников (членов) объединения; - цель, содержание его имеют общественно значимый характер и практическую направленность; - способы организации его не допускают повторения и шаблона. Коллективные творческие дела возникли в опыте пионерской организации, а точнее, в коммуне юных фрунзенцев, созданной И.П. Ивановым и его единомышленниками в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в конце 50-х гг. Опыт, созданный в КЮФе, распространился по всей стране и использовался школами пионерского и комсомольского актива, вновь возникающими коммунарскими коллективами (Архангельск, Свердловск, Петрозаводск, Горловка и др.). Исходя из содержательной направленности дел, их идейный разработчик И.П. Иванов составил своеобразный перечень, опираясь на опыт, созданный в коммуне юных фрунзенцев. Формы трудовых дел: Тимуровская «разведка боем», рейд пионерской легкой кавалерии (ПЛК), тимуровский (секретный) рейд - дневной или ночной, «ребята двора» (РД), «ребята села» (РС), «родному фрунзенскому» (РФ), тимуровский десант (в том числе по тревоге), воскресный детский сад, «детский городок». Формы политической работы: «Имени героя» - рейд КС (красных следопытов) и РС (разведчиков семилетки), диспут (о герое, о будущем, об искусстве), линейка по тревоге в память павших героев, пионерская пресс-конференция, пионерский форум, стенгазеты «летучки» и сатирические стенгазеты типа «Комар», «Крючок», световая газета, шествие (с речевками, транспарантами, песнями) и митинг, устный журнал, разнобой. Формы интеллектуальной работы: Праздник сказки, город веселых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературный вечер, вечер песни, коллективное создание сценария и съемка кинофильма, экранизация песен и стихотворений, веселая ярмарка, вечер «шип-шип» (шуток и пародий, шалостей и проказ), концерт-молния, конкурс ЗФС (знания, фантазия, смекалка), вечер поэзии. Формы спортивной работы: Военные игры (в том числе по тревоге): с участием «партизан», «схватки с диверсантами», борьба ракет и метеоров; спартакиада (в том числе по русским народным играм); звездный турпоход; день снежных забав, водный праздник, спортивные заставы, засады, тревоги и другие затеи «соловьев-разбойников». Формы пионерские, традиционные: Взрослые - друзья пионерского коллектива (вечер-посвящение старшим); общий сбор - коллективное планирование, обсуждение полученных результатов, принятие решений по самым важным вопросам; сменные руководители коллектива - «дежурные командиры»; сбор - «откровенный разговор»; совет дела - сводный руководящий орган для подготовки и проведения отрядного дела; «творческие объединения» (не кружки!) «журналистов», «олимпийцев», «друзей искусств»; сбор в гостях и сбор с гостями - дружба (а не шефство!) с сельскими ребятами; соревнование с вручением установленных вымпелов: «Неунывающим», «За выдержку», «Черепахе» и т.д.; смотр строя и песни; «С днем рождения, товарищ!». В 1998 г. в издательстве «Педагогика» вышла книга И.П.Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел», которая была переиздана в 1999 г., а затем - в 2003 г., под редакцией Л.Г.Борисовой, И.Д. Аванесян. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Международный правовой договор, универсальный стандарт основных прав детей в мире, единогласно принятый Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. Этим актом международное сообщество распространяет действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Международные документы можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского decldratia - «провозглашение») не имеет обязательной силы. Это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского conventio - «договор», «соглашение» - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную юридическую силу для тех государств, которые к нему присоединились. Казахстан в их числе. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ Принадлежащий к определенному религиозному направлению, конфессии (от латинского confessio - «вероисповедание»). В современном скаутинге по отношению к религии существуют два типа организаций - религиозная конфессиональная, окормляемая одной из традиционных религиозных конфессий, и открытая, то есть включающая различные религиозные программы. ЛИГА В переводе с французского - «связывать». Объединение, союз, сообщество (отдельных лиц, организаций, государств). Лига Наций (1919-1946) - международная организация, имевшая целью развитие сотрудничества между народами и государствами и гарантию мира и безопасности. В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В детском и молодежном движении термин используют объединения, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развитии определенных профессиональных и культурных интересов личности: Лига малой прессы, Молодежная морская лига, Молодежная лига «Будущее: XXI век», Лига интеллектуальных игр.ЛИДЕР Член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения. А.Л. Уманский. ЛИДЕР ОРГАНИЗАЦИИ Это личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе. Между понятиями «лидер» и «руководитель» можно выделить как минимум семь различий (Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская, Б.Д.Парыгин). 1. Лидер выполняет функцию регулятора межличностных отношений в группе, руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением. 2. Лидерство - феномен микросреды (внутригруппового взаимодействия), руководство феномен макросреды внегрупповых, общественных взаимодействий). 3. Лидерство устанавливается стихийно, руководство - организованно. 4. Феномен лидерства по отношению к феномену руководства менее стабилен, более зависим от настроения личности. 5. Руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям, действия лидера неформальны. 6. Лидер принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы, решения руководителя опосредованы множеством обстоятельств. 7. Сфера деятельности лидера - малая группа, первичный коллектив; сфера руководителя -шире, так как он представляет группу в обществе. Следовательно, лидер - это субъект социальной деятельности группы, за которым общество признает право на специфическую роль и конструирование эмоциональных (экспрессивных) и деловых (инструментальных) отношений в детском объединении через интеграцию усилий в координировании процессов функционирования организации, принятия решений, управления детским коллективом. Руководитель осуществляет строго нормативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти. Журнал "Жасstar", № 4 (6), декабрь 2005 г. [ Вернуться к содержанию ]
|