Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Курс - консолидация

В истории детского движения России есть одна особенность, связанная с ее организационной структурой. В структуре действующей в свое время всесоюзной пионерской организации не было Российской пионерской организации. Точнее было бы сказать – не было де юре. А де факто пионерские организации действовали, как теперь говорят, во всех регионах. Естественно, что органа управления на федеральном уровне не было. Трансформация всесоюзной пионерской в международную организацию «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), а ее непосредственного руководителя – Всесоюзного коммунистического союза молодежи в Российский союз молодежи эту проблему не решили. И проблема эта начала разрешаться снизу, от регионов, стихийно. Часть региональных организаций, федераций, стали структурным подразделением СПО-ФДО, есть и те, кто сохранил свою автономию. При этом в соответствии с новым законодательством Российской Федерации детские организации, движения, фонды всероссийского масштаба стали возникать и официально регистрироваться. В этом же ряду возникала и Российская Федерация детских, подростковых организаций. Но ... просуществовала недолго. Таким образом, Россия «выбрала» созидание детского общественного движения, которое продолжает развиваться до сих пор. Но опять же стихийно. И де факто. Почему? Потому что по действующему законодательству оно не соответствует установленной норме (пока в законе нет положений, относящихся к детским объединениям и движениям). Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. Документ, регулирующий положение детского общественного движения в обществе и государстве, отсутствует. И, как следствие, отсутствует орган управления. При этом в детской среде идет процесс создания нового общественного института, опыта пребывания в котором нет у взрослых – вожатых, организаторов, координаторов, лидеров, руководителей. А задача эта, прямо скажем, непростая. За время, прошедшее после вступления в силу Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995г.) взрослые – организаторы, вожатые, руководители и координаторы – неоднократно сталкивались и до сих пор продолжают сталкиваться с проблемами самыми разными. Ищут ответ на вопрос «Какое объединение детей считать общественным?», «Где можно получить государственную поддержку организации, имеющей статус юридического лица?», «На какие виды поддержки могут рассчитывать объединения подростков, не имеющие такого статуса?», «Кто мы, взрослые, в детских сообществах? Каковы наши права и мера ответственности? Как обеспечить участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве?» и т.д. и т.п. Вот почему группа московских вожатых выступила с инициативой провести форум (открытую дискуссию) и обсудить. ФОРУМ «ОТВЕТСТВЕННЫЙ ВЫБОР - 2013» концептуальные основы Форум взрослых организаторов, руководителей, инструкторов, координаторов, кураторов детских общественных объединений на постпионерском пространстве проводится впервые. Идея форума принадлежит участникам встречи с председателем государственной думы С.Е.Нарышкиным, состоявшейся в мае 2012 года (см. журнал «Про детское движение № 2 2012 год). В дальнейшем эта идея нашла отражение в материалах парламентских слушаний «Состояние детского движения в России и перспективы его развития» (декабрь 2012 года). Предлагаемые концептуальные основы Форума разработаны исследователями детского движения А.Г. Кирпичником, А.В.Малиновским, Т.В.Трухачевой, А.А.Газаряном при участии организаторов детских общественных объединений А.А.Тру-бина (Территория интеллекта), С.Ю.Ере-миной (Юный путешественник). 1. Отличительная особенность детских общественных объединений – участие в их составе взрослых. В истории детского движения России – единой и единственной пионерской организации - эту миссию выполняли старшие пионерские вожатые, деятельность которых финансировалась органами образования. Содержание их деятельности регулировалось документами партии и комсомола, обеспечивалось методически - журналы, газеты и специальная литература. При этом система образования выступала монополистом в процессе взаимодействия с детской организацией. Составными частями системы выступали отделы в домах и дворцах творчества, сотрудники в институтах повышения квалификации учителей, кафедры в вузах. По существу государство обеспечивало деятельность детской организации, что и позволило создать огосударствленный самодеятельный коммунистический институт в детской среде, призванный готовить борцов за дело коммунистической партии. Изменения, происшедшие в политической, экономической и общественной жизни государства, коснулись общественной жизни детей, что было вызвано требованиями ратифицированной нашей страной Конвенции о правах ребенка. Свое конкретное выражение перемены нашли в создании новой, законодательной основы, в соответствии с которой детские объединения были отнесены в другой, нежели прежде, институт – институт общественный, который создается и действует на других основах. Основах самоорганизации и самоуправления, которые вносят в жизнь детских объединений взрослые. Государство на законодательном уровне сформулировало свое отношение к детским общественным объединениям – поддержка. Обеспечение осталось в прошлом. Это требовало и до сих пор требует новых представлений о взрослом, его новых функций, обеспечения деятельности подростков на других основаниях (социальное проектирование). Ситуация в связи с этим предполагает и не может обойтись без осмысления целей и задач этого института в целом и его детской составляющей в частности, особой роли взрослого в создании и развитии этого института. 2. На долю современных взрослых выпала серьезная и ответственная созидательная миссия «строительства» нового общественного движения в детской среде с опорой на реальную практику осуществления гражданских прав и свобод: права на сохранение индивидуальности и свободу выражения своего мнения; доступа к соответствующей информации и свободу мысли, совести и религии; право на свободу ассоциаций и мирных собраний; право не подвергаться пыткам или другим жестоким видам обращения (см. Конвенцию о правах ребенка). Миссия оказания содействия детским сообществам в освоении демократических норм, правил и процедур, необходимых для жизни в гражданском обществе. Миссия организации нового опыта взаимодействия с органами власти, общественными и творческими деятелями, представителями бизнеса; создания и утверждения в массовом общественном сознании нового образа детского движения. При этом важнейшим изменением выступает законодательная основа, определившая детским объединениям новый, общественный статус и оказание государственной поддержки на определенных условиях. Осмыслить и реализовать на практике столь ответственную миссию совсем не просто. Тем более, что большинство современных взрослых не имели подобного опыта в своем прошлом. 3. Среди взрослых можно выделить две категории. Непосредственно причастные, т.е. руководители детских общественных объединений и опосредованно причастные, т.е. те, кто обеспечивает государственную поддержку (представители органов власти, организационно-методических центров), общественные и творческие деятели, представители бизнеса. Уровень компетентности как непосредственно так и опосредованно причастных к детским общественным объединениям взрослых (особенно в области их готовности к деятельности и отношениям с детскими общественными объединениями) охарактеризовать затруднительно, т.к развернутые статистические данные о них пока отсутствуют. Наблюдения и локальные исследования позволяют говорить о том, что: во-первых, изменяется подход к составу взрослых непосредственно причастных к детскому общественному движению. В государственных образовательных учреждениях сохранены ставки вожатых (с некоторой корректировкой их функций, определенных соответствующим министерством) и постепенно происходит становление корпуса добровольцев из числа студентов и родительской общественности; во-вторых, уходит в прошлое лозунг «Вожатый, ты педагог!». Среди взрослых, возглавляющих отряды и дружины, педагоги, воспитатели, специалисты учреждений дополнительного образования, журналисты, психологи, социологи, военно-служащие, социальные работники. Это выпускники и студенты различных высших учебных заведений и аспиранты, кандидаты наук; в-третьих, верхняя возрастная граница в 28 лет ушла в прошлое. Корпус (в сравнении с тем, что был в пионерский период) значительно повзрослел. Есть студенты до 25 лет и те, кому уже к 40 или за 40 лет. Кроме того, перестала существовать система информационной, материально-технической, финансовой, научно-методической, моральной поддержки со стороны органов власти. Абсолютное большинство объединений не имеют юридического лица и не могут рассчитывать на оказание финансовой поддержки. Корпус взрослых работает в автономном режиме. Раздроблен. Характерный признак – локальность действий, которые не регулируются какими-либо документами и не дают ясного представления обществу и государству о самих взрослых, их деятельности и деятельности участников общественных объединений – детей и подростков. Сложившаяся практика сдерживает решение стоящих перед взрослыми задач и становится тормозом для развития детского общественного движения. 4. Форум «Ответственный выбор-2013» ставит своей целью содействие консолидации взрослых, причастных к детскому общественному движению как непосредственно, так и опосредованно. Консолидация в случае выбора ее оптимального формата позволит освободиться от раздробленности и добиться делового и творческого взаимодействия; осмыслить роль и определить назначение и функции взрослых; создать привлекательный образ детского общественного движения и его взрослых руководителей в массовом сознании; обрести статус партнера органов власти и оформить с ними официальные отношения (договор о сотрудничестве и взаимодействии). Принято на Форуме «Ответственный выбор - 2013» 5 мая 2013 года СОГЛАШЕНИЕ об основах делового взаимодействия и содействия консолидации взрослых организаторов детских общественных объединений России Детское общественное движение России – это совокупность объединений, организаций, движений, органов общественной самодеятельности - составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Детское общественное движение России выступает составной частью демократических процессов в нашей стране и естественным образом отражает закономерности, присущие этим процессам. Мы, организаторы, координаторы, инструкторы, вожатые детских общественных объединений, методисты, консультанты, исследователи детского общественного движения, журналисты, представители органов исполнительной власти, творческих союзов, собрались на Форум «Ответственный выбор - 2013» по собственной инициативе, движимые стремлением включиться в осуществление «Национальной стратегии действий в интересах детей» и объединить наши усилия, резервы и возможности для обеспечения участия самих детей в ее реализации; внести свою лепту в осуществление рекомендаций парламентских слушаний «Состояние детского движения России и перспективы его развития». I. Наше участие в создании и организации деятельности детских общественных объединений – акт добровольного содействии органам государственной власти, семье, обществу. Органам государственной власти - в реализации Конвенции о правах ребенка; Семье - в формировании высоких морально-нравственных качеств подростков: патриотизма и исторической памяти, уважения к семейным корням, заботы и милосердия, трудолюбия и ответственности; Обществу – в разработке и утверждении на практике демократических норм, правил и процедур, создании территорий, доброжелательных к детям. Мы, участники форума «Ответственный выбор 2013» поддерживаем работу действующих и содействуем возникновению новых детских общественных объединений в школах, по месту жительства, в учреждениях науки и культуры, дополнительного образования и профсоюзов. Создаем новую практику отношений с детьми и подростками, содействуя их общественно полезной деятельности и самореализации. Поддерживаем и создаем условия для осуществления прав детей на участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве. II. Наш Форум проходил в обстановке острых открытых дискуссий по существу дела, которому мы служим искренне и добровольно, в обстановке интереса к происходящим в стране позитивным переменам, с неподдельным желанием быть причастными к ним, работать ответственно и творчески. Однако приходится констатировать, что сегодня мы работаем в условиях новых реальностей и новых вызовов, что современное состояние детского общественного движения в России вызывает нашу серьезную озабоченность перспективами и сценариями стихийного развития. Действующая законодательная база не принимает во внимание особенности детских общественных объединений. Мы зависимы от администрации учреждений, на базе которых функционируют детские общественные объединения, от государственного финансирования, от пока еще неполной состоятельности наших объединений как хозяйственных субъектов. Осуществление гражданских прав и свобод детей, организация их участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы, наталкиваются на неосведомленность и недоверие со стороны взрослых, недооценку их творческого потенциала. Наши авторские проекты и проекты наших объединений пока локальны, маломасштабны. Абсолютное большинство первичных объединений не может рассчитывать на финансовую поддержку, т.к. они не имеют юридического адреса. У детского движения России нет органа координации совместных действий, нет признанного авторитетного лидера. Мы ощущаем недостаток в специальных знаниях о развитии демократических институтов в детской среде. Нет признаваемой всеми участниками детского движения координационной структуры, осуществляющей взаимодействие с властью, бизнесом и обществом и представляющей в них интересы детского движения. Основополагающие идеи детских общественных объединений в области самореализации, самоорганизации, самоуправления, самодеятельности заменяются педагогизацией, в результате чего инициативные общественные объединения трансформируются в воспитательные подсистемы разного уровня и подчинения. Отсутствует корпоративная культура существующего детского движения: на всероссийском уровне нет флага, гимна, формы, самообязывающих правил, известных лидеров, дней празднования различных событий и иных традиций, цементирующих сообщество детей и взрослых и утверждающих образ этого сообщества в общественном сознании. Все это приводит к сдерживанию взаимодействия государства, бизнеса, родительской общественности и общества с детским движением (детскими общественными объединениями); к слабой финансовой поддержке или полному ее отсутствию со стороны государства; тормозит дальнейшее развитие детского общественного движения. Мы нуждаемся в законе, регулирующем взаимодействие с детским общественным движением государственных органов, общественных формирований и бизнес-структур, охраняющим права детских общественных объединений и их лидеров. Мы понимаем, что назрела острая потребность в создании координирующего центра детского общественного движения и центра учебного, в общем информационном ресурсе, традиционной всероссийской социально значимой акции. Сложившаяся ситуация требует консолидации сил в первую очередь инициативного сообщества взрослых, как одного из базовых начал детского общественного движения. III. Мы, организаторы детских общественных объединений из разных городов и селений России, участники форума «Ответственный выбор-2013», пришли к Соглашению: 1. В новой социальной реальности мы, взрослые, - опора участников детского общественного движения. Наша миссия – активное содействие их гражданской самореализации. Новое детское общественное движение России мы видим как сообщество многочисленных, самобытных детских объединений разных масштабов и направлений. Как сообщество детей и взрослых, сплоченных общей созидательной идеей содействия развитию гражданского общества в России. 2. Содействовать консолидации на всех уровнях – от муниципального до федерального – наша важнейшая задача. Платформа консолидации - принципы устройства и функционирования детского общественного объединения: Самореализация как смысл включенности личности в объединение. Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков. Самодеятельность как способ существования объединения. Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения. Социальная реальность как содержательный источник и сфера реализации активности объединившихся детей. Мы осознаем, что лидерская позиция и организаторская роль каждого из нас выступает одним из условий, обеспечивающих социальную и педагогическую эффективность детского общественного объединения и возрастающую включенность детей в общественные отношения. 3. Создать Кодекс чести взрослого организатора детского общественного объединения – наша первейшая обязанность. IV. Мы, участники форума «Ответственный выбор-2013» подписывая настоящее Соглашение, уверены, что наши идеи и замыслы положат начало новому этапу развития детского общественного движения в нашей стране, более активному становлению корпуса новых взрослых руководителей, организаторов, партнеров детских общественных объединений, новому этапу правового взаимодействия детского общественного движения с органами власти, созданию и утверждению позитивного образа детского общественного объединения и его взрослого в массовом сознании россиян, созданию и утверждению нового опыта отношений взрослых и детей. Мы уверены, что наше консолидированное сообщество сумеет стать достойным партнером органов государственной власти, общественных структур, бизнеса и семьи. Вектор определен – Национальная стратегия действий в интересах детей и консолидация нас, взрослых, для обеспечения участия самих детей и детских общественных объединений в ее реализации. Оздоровительно-образовательный центр «Команда», Московская область, Истринский район, Россия.

Журнал "Жасstar", № 1 (35) 2013 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум