Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Наш театр

Н. Небайхо, И. Тюкова

Проблемы воспитания юных всегда были и будут самыми важными и самыми сложными в семье, в обществе, в государстве. Оттого, кого мы воспитаем себе на смену, зависит будущее. Что особенно беспокоит нас в сегодняшних молодых людях? Мы сетуем, что им явно не хватает напряженности духовной жизни, великодушия, милосердия, терпимости, уважительного отношения к людям, бескорыстия, несуетности. Какими средствами формировать эти нравственные качества у ребят? Какими путями идти не только к уму но и к сердцу?! Семья и школа для подростка уже тесны, в их микромир, некогда замкнутый домом и школой, врывается шквал новых влияний, и в период этого рывка воспитателю легко потерять доверие, авторитет. Он должен быть начеку и во всеоружии.

Мы мучительно искали пути проникновения в душевный мир воспитанников и решили: в этом нам поможет искусство. Стремясь дать школьникам возможность проверить свои силы, самоутвердиться, реализовать свои способности, решили использовать педагогические возможности самодеятелыюго детского театра. Мы не преследовали цели подготовки профессиональных актеров (увы, мы сами в этом деле дилетанты). Что же дает самодеятельный театр школе? Как синтетический вид искусства, он удовлетворяет самые разнообразные эстетические запросы детей, приобщая их к литературе, декламации, музыке, танцу, живописи, создавая для каждого юного актера возможность проявить себя. Еще 400 лет назад Я.А.Коменский настаивал на введении в учебных заведениях театральных представлений, видя в них «эффективное средство для изгнания душевной вялости и возбуждения живости». Искусство способно помочь каждому раскрыться с предельной самоотдачей. Но чтобы произошло чудо самоотдачи, требуется напряжение всех нравственных и физических сил. Школьный театр, дающий юному актеру возможность сыграть другого человека, учит внимательно оценить свое поведение, формирует способность к взаимодействию с другими людьми. Театр может быть умным и добрым советчиком, вовлекая зрителя в решение той или иной проблемы, делая его незримым участником событий. Театр заставляет молодого человека чувством сделать выбор. Через эмоциональные впе-чатления зрители идут к осознанию сложных философских и мировоззренческих понятий. И дел а- ютэтосами.

Увлечение театром охватило всю школу. При подготовке сложных, трудоемких спектаклей, как нигде, очень важна взаимопомощь педагогов. Вот почему возник у нас «творческий союз» учителей. Почти весь коллектив вместе с администрацией школы помогает нам готовить костюмы и декорации, ставить танцевальные и вокальные фрагменты спектакля. Таким образом, возникает цепная реакция творчества. И пусть порой бывает перегрузка и учащихся, и учителей. Очень трудно убедительно объяснить, как педагогически необходимо это предельное напряжение сил, то особое состояние души, которое переживают люди, делающие общее дело. Именно в такие минуты чаще всего наступает озарение, решаются любые задачи, и на всю жизнь в душе остается праздничное ощущение преодоления.

За годы существования нашего школьного театра поставлены инсценировки, спектакли и отдельные сцены из произведений русских классиков и современной литературы: «Ревизор» и «Сорочинская ярмарка» Н.В Гоголя, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Дубровский» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова и др. К юбилеям писателей и поэтов, как правило, готовим литературные чтения, литературные гостиные, литературные кафе, большие театрализованные представления. Перечислим только некоторые. Литературные кафе «Красною кистью рябина зажглась...» собрало поклонников таланта поэтессы Марины Цветаевой, а «Мне дали имя при рожденье - Анна» было посвящено юбилею гениальной поэтессы Анны Ахматовой. Литературные чтения, посвященные творчеству шотландского поэта Роберта Бернса, дагестанского поэта Расула Гамзатова, персидского поэта Омара Хайяма, киргизского писателя Чингиза Айтматова, надеемся, расширили кругозор наших воспитанников. Вот как проходят ставшие уже традиционными театрализованные композиции. В них участвует большое количество школьников, не только наши «актеры». На авансцене - два столика с настольными лампами. Ведущие, сидя за ними, рассказывают о жизни и творчестве писателя. Слайды на экране создают необходимый фон. Рассказ ведущих органично перемежается со сценами из романов, стихами, песнями, шутками, буффонадой: без этого трудно завладеть юношеской аудиторией. Элементы театрализации мы вносим во многие школьные дела: тематические вечера, утренники, традиционный праздник последнего звонка. Прощание учеников со школой мы превращаем в веселый спектакль-«капустник». Разве не прекрасно породить у учеников общие светлые воспоминания о своей школе?! В таких школьных «капустниках», где ученики чаще всего играют самих себя или учителей, они как бы заново переживают школьную жизнь, свои поступки. Учитель же видит, каким его изображают ребята в тех ситуациях, которые для него типичны. Это воспитывает и у педагогов, и у школьников здоровое чувство самоиронии, без которого вообще невозможно нормальное отношение между людьми. На наш взгляд, дух школы, ее лицо определяется стилем общения учителей и учеников. Но этот стиль не возникает сам по себе. Его нужно целенаправленно формировать. Сегодня отношение учителя к ученику определяется прежде всего его успехами в учении, а к учителю со стороны учеников - тем, как он передает знания. Учителю и ученику необходимо посмотреть друг на друга со стороны, увидеть привычное в необычном ракурсе. Вот почему так радостно слышать от старого педагога после очередного школьного спектакля: «Я увидел его сегодня другими глазами. А он, оказывается, талантливый человек». Талант педагога еще и в том, чтобы не только хорошо провести уроки и научить ребенка, но и «сотворить» мыслителя, художника. А для этого очень важно создать на уроках и во внеурочной работе особую эмоциональную атмосферу, «среду переживания».

Инсценирование художественного произведения стало необходимым атрибутом и многих уроков в нашей школе. Кусочки инсценированного произведения, вмонтированные в урок, или даже весь урок-инсценировка-это очень действенный прием воспитания искусством. И запоминаются такие уроки детям надолго, и эмоциональный след от них остается глубокий, потому что «актеры» и зрители становятся сотворцами.

Расскажем о премьерах прошлого года. В ноябре на школьной сцене прошли три мини-спектакля. Лирический этюд «Татьяна + Сергей» (по повести Ф.Крапивина) представили зрителям наши именитые «артисты» Татьяна Акулова (11 кл.) и Сер-гей Поликарпов (10 кл.). Трогательная история о зарождении первой любви не оставила никого в зале равнодушным. Романтику юношеских взаимоотношений «актёрам» помогли передать хорошо выполненные декорации, музыка, шум морского прибоя, крики чаек, гудки пароходов.

В спектаклях «Кто в рукавичке живёт» и «Как зверята Машеньку выручали» дебютировали уча-щиеся 6-7 классов. Дебют оказался удачным для всех, но особенно зрители выделили игру Наташи Коноваленко. Именно поэтому в большом новогоднем спектакле «Олимпийская подсказка», в котором играли только учащиеся 10-11-х классов, Наташе была предложена роль Нового года. Она блестяще справилась! Ещё одна звёздочка загорелась на небосклоне школьного театра! Перед участниками регионального семинара учителей русского языка и литературы, проходившего на базе Балкашинской средней школы, мы выступили со спектаклем «А он встает над волнами забвенья», в котором был задействован весь выпускной класс нашей школы. Спектакль рассказывал о последних днях жизни М.Ю.Лермонтова. Наши ребята научились танцевать вальс, чтобы в бальных нарядах кружиться на сцене под упоительную мелодию к драме «Маскарад», пели романсы на стихи Лермонтова, декламировали его стихи, «изображали» великосветский салон. Вряд ли это быстро сотрется из памяти как исполнителей, так и зрите-лей. За три месяца этого учебного года мы провели литературные чтения к 95-летию поэта К.М.Симонова, театрализованное представление к 115-летию русского поэта С. А.Есенина, с инсценировкой притчи «Щедрое дерево» выступили на сцене районного Дома культуры перед участниками районной родительской конференции. Сейчас мы репетируем спектакль по сказкам Оскара Уайльда.

Наш театральный коллектив добился определенных результатов: дважды юные чтецы, наши студийцы, становились победителями в областных конкурсах чтецов; мы трижды дипломанты областного фестиваля детских театральных коллективов; наши «артисты» отмечены дипломами «За лучшую мужскую роль» (Александр Терещен-ко), «Приз зрительских симпатий» (Александр Алешкин). Спектакль «Подарок для Снегурочки» был удостоен Гран-при на областном фестивале. Студийцы дважды защищали честь района на Пуш-кинских и Пушкинско-Абаевских чтениях, откуда привезли диплом и две грамоты. Пока писался материал, наши студийцы приняли участие в республиканском фестивале «Мельпомена-2010», который проходил 26-27 ноября в Кокшетау, где стали дипломантами в номинации «За постановку спектакля». Смело можем сказать, что наш коллектив является средоточием культурной жизни в селе.

Вот очередная премьера! Ребята волнуются: в зале учителя, родители, друзья, односельчане, учащиеся ПЛ-12, бывшие студийцы. Они пришли с твердой уверенностью в уникальности того действа, которое им предстоит увидеть. Мы не имеем права их обмануть - отсюда волнение ребят. Это хорошо, потому что сегодня всем нам как воздух необходима общая духовная жизнь.

руководители театрального

коллектива «Вдохновение»,

Каменская СН,

Сандыктауский район,

Акмолинская область

Журнал "Жасstar", №1 (27) 2011 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум