Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Наурыз

Кенесбай Мусаев

Наурыз - древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. Когда началось его празднование, нет исторических сведений, так глубоки его корни.

По народному гражданскому календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый Год, эта традиция существова­ла до 1926 года. Во время гонений на религию в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая по неве­жеству своему и ненависти к религиям считала его рели­гиозным и националистическим праздником.

Это не религиозный праздник, как руководство советской власти вбивало в голову народам, он и не национальный праздник в узком смысле слова. Талибы Афганистана, запрещая этот праздник, признают его неисламским - нерелигиозным. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя - Гияс ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в 11 веке в правление султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Се­льджука создал новый календарь, названный именем сул­тана - "Летоисчисление Малики", который был основан на природном начале года, на день, когда солнце всту­пает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия. Таким образом, месяцы этого летоисчисления были настоящими солнечными месяца­ми. По этому календарю средняя продолжительность го­да равна 36) 5,2400 суткам, при которой отклонение от истинного солнечного года составляет 0,0002 суток, та­ким образом, ошибка в один день накапливается за 5000 лет. Для сравнения - по календарю, которым мы пользу­емся сегодня в мире, средняя продолжительность года равна 365,2425 суткам, при этом отклонение от истинно­го года равно 0,0003 суткам, а ошибка в один день накапливается за 3333 года (газета 'Поиск" N 36.5-11 сентября 1998 г.). Возникшие значительно позднее религии заи­мствовали лучшие традиции и духовное богатство, при­сущие этому празднику, у народа, чтобы пропагандиро­вать свою новую веру. В вековой борьбе с природным праздником Наурыз у современных народов оказались победителями праздники, установленные власть имущими людьми искусственно: политические, идеологи­ческие, религиозные и т.д., которые привели к разъеди­нению народов по разным признакам. Таким образом, природный - поистине всех народов Земли праздник Наурыз отошел на второй план. В Наурызе заложено много народных установлений морали и этики, веками вырабо­танные человечеством еще в дорелигиозную эпоху, вмес­те с тем он вобрал в себя положительные элементы мора­ли, выработанные религиозными представлениями.

Это день, когда небесные светила - созвездия и звезды - после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь -круг.

Наурыз называется у казахов также "Улыстыц ргы куш" (Великий день народа). По используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соот­ветствует 22-марта. Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово "наурыз" восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу "новый" + роуз "день".

Слово "Наурыз" в казахском языке имеет несколько значений: 1)название первого дня Нового года, 2)название первого месяца каждого года животного цикла, 3)название праздника Нового года, 4) название уго­щений, приносимых в этот праздник (Наурыз коже), 5)название жанра стихов и песен.

По древним представлениям казахов и их предков тюрков, каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 меся

цев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года - Наурыз - день весеннего равноденствия. Ср. казахские выражения "алты аи жаз бойы" (шесть ме­сяцев лета), "алты аи кыс бойы" (шесть месяцев зи-мы)/аш жаздай" (все лето), "ала кыстай" (всю зиму) и т.д. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние - отрицательный, соответственно они обознача­ли добро и зло. Символически Наурыз выступает как пер­вый день наступления добра, его победы над злом. Этот мотив сохранился в казахских мифах и сказках, он встре­чается и в древнем иранском памятнике до нашей эры -"Авесте".

У казахов бывшего СССР на территории России и Ка­захстана Наурыз возрождается с первой половины 90-х годов XX века, с началом процесса демократизации рос­сийского общества, с обретением Казахстаном независимости.

Традиционное приветствие в этот день - обязательно с чередованием объятий через оба плеча, надо жать руку друг другу двумя руками.

Наурыз - день радости. Много веселых и радостных песен и стихов о Наурызе было сочинено казахами, у ко­торых существует особый вид жанра поэзии - песни о Наурызе. С Наурызом связаны многие выражения и поня­тия, такие как: Наурыз тойы - праздник Наурыз. Наурыз жыры - песни Наурыза, Наурыз коже - благотворитель­ное угощение пищей, наурыз шешек - первоцвет (при­мула) и т.д. Детям, родившимся в дни праздника Наурыз, дают составные имена с первой частью Наурыз: Наурызбай, Наурызгул и т.д.

Наурыз - день обновления природы, и соответственно у людей это праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов. Он призывает людей к очищению их души, очищению от ненависти, к прощению людям их грехов и зла. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водо­емы, колодцы.

По мифологическим представлениям казахов накану­не этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется "Каыр туни" (Ночь счастья), это также "день прихода добра на землю", "день прилета грачей", "нача­ло года", "день, когда зеленое счастье (т.е. трава) откры­вает глаза", "день спуска на Землю Года", "День, когда ка­менные груди Матери-Земли смягчаются и они дают мо­локо", "День, когда растает синий камень Самарканда" и т.д. "Жер бетше жаксыльщ ршаган кун" (День, когда на земле устанавливается добро).

Древние тюрки - предки казахов к началу этого праз­дника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбри­вали волосы. Существует казахское выражение "Одеж­да, словно белый снег Наурыза". Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: "Одна лучина не станет светом", "Если Новый год войдет в чис­тейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла". Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год. так и будет до следующего года.

Существуют также немало ритуалов праздника, на­правленные на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальное угощение "Уйыкышар", а парни в свою очередь дарят девушкам зеркало, гребенки, ароматные жидкости, симво­лизирующие чистоту, молодость,  красе (Праздник Единения). В этот день готовят главное угощение праздника - Наурыз коже - специальную праздничную пищу из семи продуктов. Смешивают в нем све­жую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, до­бавив свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом.

Огромный котел для наурыз коже - также символ единства. С единением народа связаны пословицы и поговорки, которые часто употребляются в этот праздник: "Айында корюпесе, агайын жат" (Если родственники не встречаются хоть раз в месяц, они становятся чужими), "Тертеу тугел болса, тобедеп келер, алтау ала болса, ауыздагы кетер" Если мы вчетвером едины, к нам при­дет даже то, что в небесах, если нас шестеро, но мы разъ­единены, уйдет даже то, что у нас уже во рту). В этот день соединяются единокровные, единоверцы, одноаульцы и т.д.

Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем - что обычно запрещается В этот день молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний.

В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба Это день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это праздник уважения к старшему, любви к младшему

Наурыз - Праздник прощения - Добро прощает зло. Это праздник милосердия, он призывает людей к любви и прощению грехов и обид. Помощь сильного слабому, богатого бедному особенно престижна в этот праздник. На Наурыз прекращались войны между враждующими. Много пословиц и поговорок, связанных с прощением, на устах людей в этот праздник, например: "Таспеп ат-канды аспен ат" (Если кто побьет тебя камнем, угости его пищей) и т.д. В этот день проводится много благотворительных деяний имущими.

Наурыз - праздник интернациональный, о чем люди уже забыли. Помимо предков казахов - тюрков, праздновали его иранцы, древние греки, согдийцы, буряты, бир­манцы и другие народы. Известно, что англичане праз­дновали очень близкую дату - 26 марта как Новый год до XVIII века.

С завоеванием территории казахов и других тюркских народов арабами и введением ислама праздник Наурыз был использован арабскими правителями и мусульманским духовенством в целях распространения ислама, для поднятия его авторитета, а также для пропаганды арабской культуры. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али, а благотворительные угощения, при­носимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда.

Московские казахи всенародный праздник Наурыз вернули себе и начали отмечать его с 1990 г., со времени со­здания в столице казахских общественных организаций. Уже существует определенные традиции. Устраиваются народные игры с качелями алтыбакан, соревнования борцов, состязания акынов -импровизаторов, песнопение, детские игры и т.д. В России казахи отмечают Наурыз в тех регионах, где они проживают компактно. Из других диаспор Наурыз регулярно отмечают в Москве также азербайджанцы, курды, уйгуры и др. В Казахстане, особенно на юге, где к этому дню уже становится тепло, появляется зеленая трава, скот дает молоко, Наурыз празднуют с широтой, устраивая на полях скачки, состяза­ние в стихах, борьбу, игры и т.д.

По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово - благослове­ние. Они специально готовятся, чтобы их слова запада­ли в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: "Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь зем­лю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!"

Наурыз - вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а из­начально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов - Праздник праздников. Он не подвержен изменениям полити­ки, идеологии, расовых, религиозных и других пред­ставлений, разъединяющих человечество. Вполне воз­можно, что когда жители нашего общего дома - планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди -прежде всего дети единой Матери-Природы, этот праз­дник станет всеобщим.

Кенесбай Мусаев,

главный научный сотрудник

Института языкознания РАН,

доктор филологических наук, профессор МГУ,

член-корреспондент

Журнал "Жасstar", №1 (27) 2011 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум