Воспитание личности - двуединая задача
Умыт Жексенбаева, директор Республиканского
научно-практического центра проблем 12-летнего образования Министерства образования и науки РК. |
Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будем зависеть от их способностей понимать и
воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей жизни. Одна из
актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в изменяющихся социальных и экономических условиях, но и активно
влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной,
социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Нами выбрана модель 12-летней общеобразовательной школы, ключевой идеей которой провозглашается «ТРИУМФ
ЛИЧНОСТИ».Основные подходы к обучению в такой школе: личностно-ориентированный, компетентный, деятельный, с
учетом потенциальных возможностей, индивидуальных способностей, внутренних потребностей учащегося. Главная цель 12-летнего образования – формирование и
развитие высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению, максимальной
самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Задачи мы
видим следующие: формирование творчески активной, социально ответственной, высоконравственной, физически здоровой, духовно богатой, высококультурной,
конкурентноспособной личности. Формирование целостного мировоззрения,
устойчивых социально-одобряемых ценностных ориентаций. Воспитание уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, традициям и культуре
народов Казахстана. Повышение мотивации учащихся к получению качественного образования и функциональной грамотности. И выполнять эту задачу призваны не только педагоги школ, но и внешкольные организации, различные детские
формирования. Мы должны поощрять развитие детских социальных инициатив, расширять сферу детского досуга с массовым привлечением специалистов соответствующих
квалификаций, в частности, вожатых. На мой взгляд, заслуживает похвалы и
распространения опыт работы в этом направлении Союза детских общественных организаций Акмолинской области «Жулдыз». «Воспитание свободной, творческой
личности, человека, живущего по высоким нравственным законам, способного внести достойный вклад в развитие свободного Казахстана» – основная цель этой
программы. Она адресована всем желающим найти свое место в жизни, быть яркой и неповторимой личностью. Вот уже на протяжении нескольких лет программа
«Жулдыз» широко используется в воспитательной работе с детьми как действующий инструмент активизации детских социальных инициатив, детского самоуправления в
организациях образования городов Астаны, Алматы, Караганды, Костаная, Усть-Каменогорска, Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей и других
регионов Казахстана. Семь постулатов программы – Моя семья, Мои друзья,
Моя земля, Знания и умения, Увлечения, Профессия, Гармония, в рамках которых «работают» различные проекты, а их свыше 40, развивают личность, за которой
большое будущее, будущее нашей страны. Без всякого преувеличения можно сказать, что «Жулдыз» – это ресурсная программа общеобразовательного процесса
страны. Опыт говорит, что «жулдызовцы» – лидеры в учебе, в
общественной жизни, они раскованы, смелы, активны, они смело идут по жизни.И 12-летнее образование, к которому мы идем, и ставит своей задачей
всестороннее развитие личности. Новая форма обучения предполагает: - Создание благоприятных
условий и возможностей для всестороннего развития личности в соответствии с индивидуальными способностями. - Создание системы профильного обучения учащихся на основе ранней профессиональной ориентации в соответствии с
индивидуальными способностями и потребностями. - Повышение ответственности
родителей за воспитание и обучение детей. - Формирование образовательного
пространства с программно-методическим обеспечением детей с ограниченными возможностями. - Совершенствование системы научно-методического обеспечения образовательного процесса для особо одаренных
детей. Пути, по которому развивается наш общеобразовательный процесс и развитие
ребенка через различные детские формирования, разные, но цель одна: «Триумф личности».А разве не к этому стремится наше общество? Рада, что редакция журнала «Жасstar» предоставила мне возможность поделиться соображениями
на этот счет. Желаю всем педагогам успехов в нашем общем деле! Журнал "Жасstar", № 3 (5), сентябрь 2005 г. [ Вернуться к содержанию ]
|