"Сункар" - школа патриотизма
Одним из важных направлений деятельности СДОО «Жулдыз»
является военно-патриотическое воспитание молодого поколения, формирование у
детей и подростков любви к Родине, готовности стойко преодолевать физические и
психологические трудности, стремление вести здоровый образ жизни. Эти задачи в той или иной степени помогает решать один из
наиболее ярких и отработанных проектов «Жулдыза» - «Сункар». Сегодня «Сункар» стал неотъемлемой частью всей системы
комплексной подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных силах
Республики Казахстан. Накопленный опыт показывает, что в образовательных
учреждениях, где на надлежащем уровне поставлено военно-патриотическое
воспитание, молодые люди быстрее втягиваются в общий ритм военной службы,
успешно овладевают боевой техникой и оружием, становятся отличниками боевой
подготовки, классными специалистами. На протяжении пяти лет программа патриотического воспитания
совершенствуется и наполняется новыми содержательными мероприятиями. Это и уроки
мужества, и работа школьных музеев Боевой, Трудовой Славы, организация
краеведческой и поисковой работы, смотры строя и песни, тематические вечера,
классные часы, уход за историческими памятниками и, конечно, военно-спортивная
игра «Сункар» - один из проектов СДОО «Жулдыз», созданный целым коллективом
замечательных людей, профессионалами своего дела. 2005 год не исключение. Проведена в два этапа четвертая
игра: первый этап для общеобразовательных школ, второй - начального и среднего
профессионального образования с общим количеством около 400 учащихся. Игра
проводилась на базе областного учебно-оздоровительного центра “Жулдыз” в пос.
Зелёный Бор Щучинского района. Надо сказать, что военно-спортивная игра с каждым годом
вызывает всё больший интерес не только у детей, но и у взрослых. Многие
руководители организаций образования понимают, что система образования
складывается не только из собственно учебной программы, а и целого комплекса
всестороннего развития личности. Одно из его направлений - патриотическое
воспитание, без которого не обходится ни одно государство в мире. Без громких
слов и пафоса скажу, что научить ребёнка любить Родину не простая задача для
педагогов на сегодняшний день, когда СМИ пестрят не только криминальными
сводками, а всё телевидение заполнено сомнительными фильмами, которые некоторые
дельцы называют шедеврами мирового киноискусства. Мне довелось беседовать с
гостем из США, который с ужасом говорил, что такие фильмы в Америке в широком
прокате не демонстрируются, для них есть специальные кодовые каналы и ряд
законов. Периодические издания и вовсе пестрят, простите меня, похабщиной.
Возвращаясь как-то раз поздно из гостей, для интереса заглянул в зал игровых
автоматов (было где-то в районе часа ночи). Меня удивил контингент посетителей:
дети от 11-12 до 15-17 лет. Ну, да ладно, есть соответствующие органы власти,
которые призваны отслеживать эту сторону жизни и которые, по всей видимости, не
справляются со своей задачей. А между тем в Акмолинской области более 140 тысяч
учащихся, и педагогам одним не справиться. Я считаю, что всем слоям
общественности пора всерьёз подумать о будущем подрастающего поколения. Пока же
в обществе сложился стереотип, что школа - панацея от всех бед, что педагоги
обязаны дежурить по ночам и т.д. и т.п. Господа заблудшие! Школа обязана
обучать и воспитывать детей, давать им образование для дальнейшего
самоутверждения в жизни, но ни в коей мере не заниматься ими ещё и в ночное
время. А вот согласно Закону Республики Казахстан “Об образовании”
разрабатывать и выполнять воспитательную программу, направленную на
формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали
и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей
учащихся, обязана. Одной из составляющих такой программы и является
военно-спортивная игра “Сункар”. Организационный комитет и главная судейская коллегия
поставили перед участниками игры ряд испытаний, которые, к чести ребят, они
выполнили с успехом, а задания были не из лёгких (но в пределах школьной программы).
Например, “Военно-спортивная эстафета”, включающая в себя такие элементы, как
сила, выносливость и скорость; конкурс строя и песни, где ребята показывали
умение слаженно и чётко выполнять строевые упражнения на месте и в движении;
соревнование в умении разбирать и собирать автомат Калашникова на скорость и
правильность. Девушки оказывали первую медицинскую помощь условно
“пострадавшему”. Но, наверное, самой интересной была эстафета “Следопыт”.
Ребята доказывали умение работать слаженной командой на протяжении всей
эстафеты, в которой были такие пункты, как прохождение по двум горизонтально
натянутым тросам, преодоление препятствия над “пропастью” на протянутом тросе и
т.п. В конкурсе визитной карточки “Здравствуйте, это МЫ!” надо было
продемонстрировать свою интеллектуальность. Самым захватывающим для сункаровцев
был смоделированный “учебный бой” с атакой на условно обороняющегося
противника, с дымовой завесой, сигнальными ракетами и т.д. Чемпионами четвертой игры “Сункар” стали ребята из команды
Жаксынского района, сформированной на базе Кийминской СШ под руководством
преподавателя-организатора данной школы К.Рахимбекова, второе место у
слаженного коллектива Енбекшильдерского района под командой Н.Усанина, третье
место у дружной команды из города Степногорска во главе с грамотным командиром
С.Умербековым. Но это ни в коей мере не позволяет думать, что команды,
приехавшие из других районов, слабые. Как говорится, в споре побеждает не
только сильнейший, но и удачливый. Пользуясь этой статьёй, хочу выразить
признательность руководителям организаций образования Жаксынского,
Енбекшильдерского, Щучинского, Ерейментауского, Целиноградского, Аккольского,
Атбасарского, Зерендинского, Астраханского, Коргалжынского, Аршалынского,
Шортандинского и Егиндыкольского районов, г. Степногорска. Четвертая областная игра “Сункар” проводилась и с учащимися
начального и среднего профессионального образования Акмолинской области, по
аналогичной программе. Чемпионом стала смелая команда из г. Степногорска,
представлявшая гуманитарно-технический колледж. Второе место осталось за
политехническим колледжем г Кокшетау. Диплом за третье место отправился вновь в
г. Степногорск, на этот раз в профессиональный лицей № 2. Слова благодарности за понимание и вклад в патриотическое
воспитание подрастающего поколения, за отличное выполнение поставленных задач
выражаю директорам профессиональных лицеев, школ, а также директорам колледжей:
Е. Какабаеву, Л. Митасовой, В. Бодрову, Л. Клименко, С. Савельеву, Н Вашкевич,
Б. Сейтжановой, А.Рай, В. Зардиевой, Б. Тлеулину, К. Муратбековой, Т.
Досановой. Четвертая областная военно-спортивная игра была полностью
посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, нашим ветеранам,
спасшим мир, давшим нам спокойную и светлую жизнь. 2006-й год тоже знаменателен для нас: нашей областной, уже
ставшей традиционной игре исполняется 5 лет. Мы вас ждём! Ждём также и частные
учебные заведения, чтобы вместе продолжать очень нужное дело для нашего
Казахстана.
Сапар Абенов, главный специалист центра физической культуры,
спорта и начальной военной подготовки
областного департамента образования.
Журнал "Жасstar", № 3 (5), сентябрь 2005 г. [ Вернуться к содержанию ]
|