Комплексный подход в программе межкультурного взаимодействия во Дворце школьников взаимодействия во Дворце школьников имени Махамбета Утемисова
Рябова Валентина Ивановна, директор Дворца школьников имени Махамбета Утемисова города Астаны |
На сегодняшний день качество образования является одним из важных показателей уровня жизни населения в мегаполисе, позволяющим человеку быть открытым миру и сокровищам мировой культуры. Однако следует отметить, что исторически создавшаяся ситуация многонационального развития многих государств мира не соответствует в той мере показателям желаемого уровня готовности молодого поколения к осуществлению межкультурных коммуникаций (МК). Несмотря на то, что межкультурная коммуникация представляет собой одно из прогрессивных направлений в образовательном пространстве, все же данная дисциплина носит больше вспомогательный характер. Таким образом, возникают противоречия между потребностью современного общества в развитии межкультурной коммуникации и недостаточно эффективной работой современных образовательных учреждений по формированию готовности детей к межкультурной коммуникации. Являясь составляющей единого образовательного процесса, дополнительное образование способно расширять возможности творческого развития детей, полно и эффективно реализовывать, выявлять интересы, развивать мотивацию ребенка к самообразованию, становлению личности юного гражданина. Система дополнительного образования имеет широкие возможности в создании поликультурной образовательной среды, которая позволит сформировать у молодого поколения готовность и умение жить в мире и в многонациональной среде, будет способствовать формированию патриота и гражданина не только своей страны, но и мирового сообщества. Дополнительное образование сегодня – открытая социально-педагогическая система, способная создавать комплексное образовательное пространство для становления гармонично развитой личности, формирования ее мировоззрения и политической культуры. Комплексность представляет собой единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, направленных на формирование личностных качеств, таких как патриотизм и гражданственность, через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Реализуя идею образования как фактора развития личности, в настоящее время дополнительное образование идет по пути обновления содержания, форм и методов деятельности в сфере свободного времени детей. Достижению целей обновления способствует разработка новых дополнительных образовательных программ. Опираясь на классификацию, предложенную А.В. Золотаревой, программу можно рассмотреть как комплексную модель какой-либо деятельности УДОД и выделить программы дополнительного образования детей по реализуемым функциям: • учебная программа направлена на формирование знаний, умений и навыков по предмету обучения (сфере деятельности); • воспитательная программа направлена на формирование личностного смысла того, что усваивается ребенком в процессе образования, формирование определенной направленности личности: социальной, нравственной, патриотической, общекультурной и др.; • комплексная дополнительная образовательная программа реализует комплексную модель, содержащую цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития как триединого процесса (могут быть варианты комплексных двуединых программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая и др.). [1] На основании комплексного подхода к программированию в системе дополнительного образования детей мы предлагаем рассмотреть виды деятельности, активизирующие различные стороны личности и логично связанные друг с другом, т.е. «комплекс деятельностей». К первой так называемой группе относятся те виды деятельности, посредством которых ребенок «входит» в социальный мир в воображаемом плане. Воспитанник отражает в ней приобретенные впечатления, проявляясь в большей мере как плод фантазии, воображения, она важна для развивающейся личности и способствует формированию мотивации и определенного эмоционального фона. Условно можно заключить данный вид в следующие компоненты – мотивационно-ценностный и эмоциональный. Ко второй группе относятся те виды деятельности, которые дают возможность личности приобщаться к миру людей и культуре в реальном плане, в эту группу входят предметная, учебная, трудовая. Предметная деятельность заключает в себе возможности познавать ближайшее окружение с помощью своей группы сенсорных чувств. Учебная деятельность (выделим как когнитивный компонент) предлагает воспитаннику возможность не только приобретать знания, умения и навыки, но и создает условия для совместной работы на занятии, протекающей в атмосфере согласованного взаимодействия педагога и воспитанников, обеспечивает формирование организационно-личностного компонента, т.е. коллективное взаимодействие помогает выработке таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность. Мотивы общественного характера, направленные на пользу окружающего мира, потребность в деятельности, внимание к окружающим, трудовой интерес, стремление к самостоятельности, эмоции и переживания, личностные качества особенно важны в формировании поведенческого компонента. Приоритетным ориентиром столичного Дворца школьников имени Махамбета Утемисова как центрального звена в сети учреждений дополнительного образования в городе Астане в планировании перспективной педагогической деятельности является расширение и совершенствование сферы сотрудничества со всеми учреждениями дополнительного образования, заинтересованными в реализации межкультурного взаимодействия. Формы и методы реализации различных международных проектов (встречи, творческие выступления, фестивали дружбы народов и др.), предусмотренные данными программами через живое общение, через этот своеобразный диалог между представителями культур разных народов, способствуют интернациональному гражданскому образованию, воспитанию культуры мира и толерантности. Целевое назначение программы межкультурного воспитания – объединение детей на различных уровнях (городском, региональном, международном) через обеспечение интегративных процессов в УДОД. Задачами программы выступают: личностное развитие ребенка; развитие этнической культурной грамотности; осознание взаимодействия и взаимообогащения культур в современном мире; развитие интегративных процессов; формирование этнокультурной компетентности; воспитание гуманной личности через чувства толерантности, патриотизма, ответственности за свои поступки; определение ценностно-нравственных ориентиров в межкультурной деятельности; наличие опыта собственной творческой деятельности в сфере межкультурного взаимодействия через различные педагогические формы деятельности. На основании вышеуказанных теоретических аспектов и выделенных компонентов программа реализует следующие направления: - «Мой мир» – обеспечивает непрерывный образовательный процесс на уровне УДОД в вопросах межкультурной коммуникации и патриотического воспитания, тем самым способствуя формированию внутренней мотивации, развитию чувственной сферы личности, постоянному расширению информационного пространства; - «Дружат дети Казахстана» – реализует творческие проекты (фестивали, конкурсы, смотры и т.д.), в рамках деятельности МК на городском уровне. Практическая сторона данной подпрограммы способствует формированию и раскрытию личностных качеств в системе отношений «субъект-субъект». - «Детство без границ» – обеспечивает потенциальную возможность детским и молодежным объединениям стать активными участниками или координаторами международных проектов, пропагандируя государственную политику страны за ее пределами; - «Профессиональный рост педагога» – обеспечивает организационно-педагогические условия для профессионального роста педагогам, разработки авторских программ, касающихся вопросов межкультурного и патриотического воспитания, сотрудничества с педагогами-новаторами по обмену инновационными методиками и разработками; - «Дополнительное образование в сфере межкультурных коммуникаций» – обеспечивает разработки новой стратегии системы дополнительного образования на научно обоснованном уровне развития. В основе содержания программы межкультурного воспитания лежат идеи, отражающие главные принципы, сформулированные ЮНЕСКО: культурный плюрализм, разнообразие и взаимозависимость. В рамках мотивационно-ценностного компонента на уровне образовательных программ кружковой работы проводятся тематические занятия, посвященные государственным и национальным праздникам в форме беседы, диспутов, с участием высоких гостей (актеров, политиков, военнослужащих и т.д.), являющихся образцом для подражания подрастающему поколению, знакомство с этническим многообразием Казахстана, национальными возможностями, культурными ценностями. Развитию эмоционально-чувственного компонента способствует единый цикл интерактивных занятий «Под шаныраком дружбы» («Под куполом дружбы»), согласно календарно-тематическому планированию каждого кружка, где важной задачей перед педагогами здесь выступает проведение данных мероприятий в таком положительном позитивноэмоциональном напряжении, которое способствует направленности сознания в сочетании с мотивацией и стало внутренней силой жизненных стремлений и идеалов. Существенное значение в обучении межкультурной грамотности (когнитивный компонент) отводится преимущественно на занятиях, обучающих тренинговых активностях и обучающих курсах, направленных на пополнение интеллектуального багажа воспитанника: тренинги «Мы и наша культура», «Межкультурная грамотность – залог успешных отношений народов мира», где участникам был доступно представлен обучающий материал по вопросам межкультурных коммуникаций, и ряд упражнений, направленных на выработку умений и навыков переноса знаний в новые, нетипичные ситуации. В рамках реализации подпрограммы «Дружат дети Казахстана» формированию организационно-личностного компонента способствуют городские фестивали «Казахстан – планета счастья!», «Моя родина – Казахстан!», где в различных видах деятельности участники исследования демонстрируют определенные навыки и умения, толерантное отношение к иным народностям, принятие не только культурных особенностей, но и право существования иных вероисповеданий через демонстрацию обрядов и традиций различных народов Казахстана, знаний и умений в сфере МК, проявление качеств патриотизма и гражданственности. Формированию поведенческого компонента способствует участие детей в международных проектах, конкурсах, фестивалях, встречах, которые в свою очередь обеспечивали многосторонние связи друг с другом и где главными критериями являются умение вести дискуссию, диалог культур, оценивать явления с гуманных позиций, пропагандировать национальные особенности Казахстана. Достойные показатели участия творческих коллективов столичного дворца школьников можно наблюдать в следующих мероприятиях: международный фестиваль «Звезды Камчи в Москве», международный конкурс-фестиваль в Испании «Grand Fiesta», фестиваль «Москва встречает друзей», организатором которого является Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, фестиваль «Здравствуй, Япония», проводимый совместно с посольством Японии, международный фестиваль «Бегущая по волнам», чемпионаты мира по карате-до, волейболу, баскетболу и другие. В соответствии с программой межкультурного воспитания столичного Дворца школьников имени Махамбета Утемисова комплексный подход, приобретающий ранг основополагающего принципа и отражающий все сущностные стороны воспитательного процесса в УДОД, безусловно, эффективно обеспечивает формирование личностного мировоззрения ребенка в духе гуманизма, развитие умений применять полученные знания на практике, готовность и способность к межкультурному сотрудничеству, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств достойного гражданина своего поликультурного государства. Что касается практики деятельности УДОД, международный опыт свидетельствует о том, что сотрудничество детей и молодежи вносит свой вклад во взаимопонимание и мирный диалог между народами, воспитывая подрастающее поколение в духе толерантности и высокой гражданской ответственности к культурам народа Казахстана. Список использованной литературы: 1. Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей // Монография – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2006. 2. Материалы республиканской конференции на тему: «Государственная политика в области межэтнических отношений и опыт ее реализации на региональном уровне». – Талдыкорган, 2006. 3. Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы. – Астана, 2006. 4. Типовые правила деятельности организаций образования. – Алмата, 2008. 5. Харламов И.Ф. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Журнал "Жасstar", №3 (21) 2009 г. [ Вернуться к содержанию ]
|