Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Комплексный подход в программе межкультурного взаимодействия во Дворце школьников взаимодействия во Дворце школьников имени Махамбета Утемисова

Рябова Валентина Ивановна,

директор Дворца школьников имени

Махамбета Утемисова города Астаны

На сегодняшний день качество образования является одним из важных показателей уровня жизни населения в мегаполисе, позволяющим человеку быть открытым миру и сокровищам мировой культуры. Однако следует отметить, что исторически создавшаяся ситуация многонационального развития многих государств мира не соответствует в той мере показателям желаемого уровня готовности молодого поколения к осуществлению межкультурных коммуникаций (МК). Несмотря на то, что межкультурная коммуникация представляет собой одно из прогрессивных направлений в образовательном пространстве, все же данная дисциплина носит больше вспомогательный характер. Таким образом, возникают противоречия между потребностью современного общества в развитии межкультурной коммуникации и недостаточно эффективной работой современных образовательных учреждений по формированию готовности детей к межкультурной коммуникации.

Являясь составляющей единого образовательного процесса, дополнительное образование способно расширять возможности творческого развития детей, полно и эффективно реализовывать, выявлять интересы, развивать мотивацию ребенка к самообразованию, становлению личности юного гражданина. Система дополнительного образования имеет широкие возможности в создании поликультурной образовательной среды, которая позволит сформировать у молодого поколения готовность и умение жить в мире и в многонациональной среде, будет способствовать формированию патриота и гражданина не только своей страны, но и мирового сообщества.

Дополнительное образование сегодня – открытая социально-педагогическая система, способная создавать комплексное образовательное пространство для становления гармонично развитой личности, формирования ее мировоззрения и политической культуры. Комплексность представляет собой единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, направленных на формирование личностных качеств, таких как патриотизм и гражданственность, через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Реализуя идею образования как фактора развития личности, в настоящее время дополнительное образование идет по пути обновления содержания, форм и методов деятельности в сфере свободного времени детей. Достижению целей обновления способствует разработка новых дополнительных образовательных программ.

Опираясь на классификацию, предложенную А.В. Золотаревой, программу можно рассмотреть как комплексную модель какой-либо деятельности УДОД и выделить программы дополнительного образования детей по реализуемым функциям:

• учебная программа направлена на формирование знаний, умений и навыков по предмету обучения (сфере деятельности);

• воспитательная программа направлена на формирование личностного смысла того, что усваивается ребенком в процессе образования, формирование определенной направленности личности: социальной, нравственной, патриотической, общекультурной и др.;

• комплексная дополнительная образовательная программа реализует комплексную модель, содержащую цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития как триединого процесса (могут быть варианты комплексных двуединых программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая и др.). [1]

На основании комплексного подхода к программированию в системе дополнительного образования детей мы предлагаем рассмотреть виды деятельности, активизирующие различные стороны личности и логично связанные друг с другом, т.е. «комплекс деятельностей».

К первой так называемой группе относятся те виды деятельности, посредством которых ребенок «входит» в социальный мир в воображаемом плане. Воспитанник отражает в ней приобретенные впечатления, проявляясь в большей мере как плод фантазии, воображения, она важна для развивающейся личности и способствует формированию мотивации и определенного эмоционального фона. Условно можно заключить данный вид в следующие компоненты – мотивационно-ценностный и эмоциональный.

Ко второй группе относятся те виды деятельности, которые дают возможность личности приобщаться к миру людей и культуре в реальном плане, в эту группу входят предметная, учебная, трудовая.

Предметная деятельность заключает в себе возможности познавать ближайшее окружение с помощью своей группы сенсорных чувств. Учебная деятельность (выделим как когнитивный компонент) предлагает воспитаннику возможность не только приобретать знания, умения и навыки, но и создает условия для совместной работы на занятии, протекающей в атмосфере согласованного взаимодействия педагога и воспитанников, обеспечивает формирование организационно-личностного компонента, т.е. коллективное взаимодействие помогает выработке таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность. Мотивы общественного характера, направленные на пользу окружающего мира, потребность в деятельности, внимание к окружающим, трудовой интерес, стремление к самостоятельности, эмоции и переживания, личностные качества особенно важны в формировании поведенческого компонента.

Приоритетным ориентиром столичного Дворца школьников имени Махамбета Утемисова как центрального звена в сети учреждений дополнительного образования в городе Астане в планировании перспективной педагогической деятельности является расширение и совершенствование сферы сотрудничества со всеми учреждениями дополнительного образования, заинтересованными в реализации межкультурного взаимодействия. Формы и методы реализации различных международных проектов (встречи, творческие выступления, фестивали дружбы народов и др.), предусмотренные данными программами через живое общение, через этот своеобразный диалог между представителями культур разных народов, способствуют интернациональному гражданскому образованию, воспитанию культуры мира и толерантности.

Целевое назначение программы межкультурного воспитания – объединение детей на различных уровнях (городском, региональном, международном) через обеспечение интегративных процессов в УДОД.

Задачами программы выступают: личностное развитие ребенка; развитие этнической культурной грамотности; осознание взаимодействия и взаимообогащения культур в современном мире; развитие интегративных процессов; формирование этнокультурной компетентности; воспитание гуманной личности через чувства толерантности, патриотизма, ответственности за свои поступки; определение ценностно-нравственных ориентиров в межкультурной деятельности; наличие опыта собственной творческой деятельности в сфере межкультурного взаимодействия через различные педагогические формы деятельности.

На основании вышеуказанных теоретических аспектов и выделенных компонентов программа реализует следующие направления: - «Мой мир» – обеспечивает непрерывный образовательный процесс на уровне УДОД в вопросах межкультурной коммуникации и патриотического воспитания, тем самым способствуя формированию внутренней мотивации, развитию чувственной сферы личности, постоянному расширению информационного пространства;

- «Дружат дети Казахстана» – реализует творческие проекты (фестивали, конкурсы, смотры и т.д.), в рамках деятельности МК на городском уровне. Практическая сторона данной подпрограммы способствует формированию и раскрытию личностных качеств в системе отношений «субъект-субъект».

- «Детство без границ» – обеспечивает потенциальную возможность детским и молодежным объединениям стать активными участниками или координаторами международных проектов, пропагандируя государственную политику страны за ее пределами;

- «Профессиональный рост педагога» – обеспечивает организационно-педагогические условия для профессионального роста педагогам, разработки авторских программ, касающихся вопросов межкультурного и патриотического воспитания, сотрудничества с педагогами-новаторами по обмену инновационными методиками и разработками;

- «Дополнительное образование в сфере межкультурных коммуникаций» – обеспечивает разработки новой стратегии системы дополнительного образования на научно обоснованном уровне развития.

В основе содержания программы межкультурного воспитания лежат идеи, отражающие главные принципы, сформулированные ЮНЕСКО: культурный плюрализм, разнообразие и взаимозависимость.

В рамках мотивационно-ценностного компонента на уровне образовательных программ кружковой работы проводятся тематические занятия, посвященные государственным и национальным праздникам в форме беседы, диспутов, с участием высоких гостей (актеров, политиков, военнослужащих и т.д.), являющихся образцом для подражания подрастающему поколению, знакомство с этническим многообразием Казахстана, национальными возможностями, культурными ценностями. Развитию эмоционально-чувственного компонента способствует единый цикл интерактивных занятий «Под шаныраком дружбы» («Под куполом дружбы»), согласно календарно-тематическому планированию каждого кружка, где важной задачей перед педагогами здесь выступает проведение данных мероприятий в таком положительном позитивноэмоциональном напряжении, которое способствует направленности сознания в сочетании с мотивацией и стало внутренней силой жизненных стремлений и идеалов. Существенное значение в обучении межкультурной грамотности (когнитивный компонент) отводится преимущественно на занятиях, обучающих тренинговых активностях и обучающих курсах, направленных на пополнение интеллектуального багажа воспитанника: тренинги «Мы и наша культура», «Межкультурная грамотность – залог успешных отношений народов мира», где участникам был доступно представлен обучающий материал по вопросам межкультурных коммуникаций, и ряд упражнений, направленных на выработку умений и навыков переноса знаний в новые, нетипичные ситуации.

В рамках реализации подпрограммы «Дружат дети Казахстана» формированию организационно-личностного компонента способствуют городские фестивали «Казахстан – планета счастья!», «Моя родина – Казахстан!», где в различных видах деятельности участники исследования демонстрируют определенные навыки и умения, толерантное отношение к иным народностям, принятие не только культурных особенностей, но и право существования иных вероисповеданий через демонстрацию обрядов и традиций различных народов Казахстана, знаний и умений в сфере МК, проявление качеств патриотизма и гражданственности.

Формированию поведенческого компонента способствует участие детей в международных проектах, конкурсах, фестивалях, встречах, которые в свою очередь обеспечивали многосторонние связи друг с другом и где главными критериями являются умение вести дискуссию, диалог культур, оценивать явления с гуманных позиций, пропагандировать национальные особенности Казахстана. Достойные показатели участия творческих коллективов столичного дворца школьников можно наблюдать в следующих мероприятиях: международный фестиваль «Звезды Камчи в Москве», международный конкурс-фестиваль в Испании «Grand Fiesta», фестиваль «Москва встречает друзей», организатором которого является Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, фестиваль «Здравствуй, Япония», проводимый совместно с посольством Японии, международный фестиваль «Бегущая по волнам», чемпионаты мира по карате-до, волейболу, баскетболу и другие.

В соответствии с программой межкультурного воспитания столичного Дворца школьников имени Махамбета Утемисова комплексный подход, приобретающий ранг основополагающего принципа и отражающий все сущностные стороны воспитательного процесса в УДОД, безусловно, эффективно обеспечивает формирование личностного мировоззрения ребенка в духе гуманизма, развитие умений применять полученные знания на практике, готовность и способность к межкультурному сотрудничеству, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств достойного гражданина своего поликультурного государства. Что касается практики деятельности УДОД, международный опыт свидетельствует о том, что сотрудничество детей и молодежи вносит свой вклад во взаимопонимание и мирный диалог между народами, воспитывая подрастающее поколение в духе толерантности и высокой гражданской ответственности к культурам народа Казахстана.

Список использованной литературы:

1. Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей // Монография – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2006.

2. Материалы республиканской конференции на тему: «Государственная политика в области межэтнических отношений и опыт ее реализации на региональном уровне». – Талдыкорган, 2006.

3. Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы. – Астана, 2006.

4. Типовые правила деятельности организаций образования. – Алмата, 2008.

5. Харламов И.Ф. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Журнал "Жасstar", №3 (21) 2009 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум