Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Будущее за профессионалами

Нужны мастера своего дела

«Казахстанская правда»

от 30 апреля 2009 года

Помните сюжет из кинофильма «Москва слезам не верит», когда на пикнике друзья воздавали хвалу герою Алексея Баталова за его золотые руки? Токарь высшей квалификации, он с филигранной точностью создавал на токарном станке детали-«шедевры», без которых немыслима работа самых современных технических устройств. Именно такие специалисты требуются нашей стране, экономика ждет настоящих мастеров. Но будущих спецов нужно основательно готовить, и здесь большие надежды возлагаются на профессионально-техническое образование. О том, как оценивают его эффективность, о переменах, происходящих в этой системе, в интервью нашей газете рассказывает Министр образования и науки РК Жансеит ТУЙМЕБАЕВ.

Интервью Вадима Макарова, журналиста газеты «Казахстанская правда», с Министром образования и науки Туймебаевым Жансеитом Кансеитовичем.

– Жансеит Кансеитович, в прошлом году Правительство приняло Государственную программу развития технического и профессионального образования на 2008 – 2012 годы. Напомните, пожалуйста, каковы ее цели, а главное, ожидаемые результаты.

– Важность этой программы отметил глава государства Нурсултан Назарбаев еще в 2006 году, когда заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте было посвящено основным проблемам подготовки высококвалифицированных технических работников. Тогда казахстанский лидер указал на недостатки в развитии системы подготовки кадров: слабая инфраструктура, отсутствие в районах профессионально-технических учебных заведений, слабая материально-техническая и учебно-методическая база. И, пожалуй, самый большой пробел в профтехобразовании – это нехватка педагогов-мастеров либо низкий уровень их профессиональной подготовки.

Толковые и грамотные специалисты востребованы в тех сегментах экономики, где их труд оценивается гораздо выше. Поэтому для развития профессионально-технического образования, прежде всего, необходимо повысить уровень подготовки казахстанских специалистов. С этой целью и была разработана Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008 – 2012 годы.

Модернизация системы технического и профессионального образования – это основная цель образовательной программы. Мы ожидаем от ее реализации 30-процентного увеличения объема государственного образовательного заказа на подготовку кадров, будут построены 46 учебных заведений в регионах, четыре межрегиональных учебных центра профессиональной подготовки, 43 общежития. Теперь Министерство образования и науки совместно с органами занятости может определять потребность рынка труда в квалифицированных кадрах, перечень специальностей и профессий для формирования государственного образовательного заказа.

– Интересует Ваша оценка ситуации в профессионально-техническом образовании…

– Два года назад в министерстве был создан департамент технического и профессионального образования, и за это время в системе произошли заметные перемены к лучшему. Стало больше качественных учебных заведений, активно действует Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации.

К тому же работники повышают квалификацию в межрегиональных центрах в Астане, Алматы, Щучинске, Шымкенте, Уральске. В Каркаралинске и Кульсары построены профессиональные лицеи на 780 учебных мест. В скором времени в Атырау 700 молодых людей будут осваивать новые специальности в межрегиональном центре по подготовке и переподготовке кадров для нефтегазовой отрасли, а в столице будет открыт профессиональный лицей. Особо хотел бы отметить разработку классификатора специальностей технического, профессионального и послесреднего образования. Впервые с учетом требований современного рынка труда создана многоуровневая система квалификации.

С привлечением иностранных экспертов утверждены 72 госстандарта по специальностям технического и профессионального образования, подготовлены интегрированные образовательные программы по 94 специальностям.

Одним из главных шагов по преодолению кризиса в профтехобразовании можно считать разработку национальной структуры, где учтены степени квалификации выпускников учебных заведений. Кроме того, в этом году впервые по программе «Болашак» государство будет размещать заказ на обучение за рубежом инженеров-преподавателей для работы в профессионально-технических колледжах.

– Вас считают одним из руководителей-новаторов, перенимающим передовой опыт технического и профессионального образования ведущих стран и международных организаций. Чему можно у них учиться?

- Как и все люди, живущие в ногу со временем, приветствую все новое и лучшее. Если использовать в отечественной экономике опыт передовых стран, то наше экономическое и интеллектуальное будущее видится вполне достойным. Восточная Европа начала реформу технического и профессионального образования еще в экономически сложных 90-х годах. По ее стратегии по сей день действует «Фонд европейского профессионального обучения» Европейского союза, созданный в 1995 году. К примеру, в Европе государствами финансируется бесплатное образование для получения технических специальностей, и это правильная стратегия не только в образовательной политике, но и в молодежной. Она позволяет молодым людям получить специальность, не неся финансовых затрат. Отличие профтехобразования от высшего или послевузовского образования в том, что специалист этой сферы овладевает несколькими смежными профессиями.

Учитывая условия кризиса, такие специалисты технического профиля среднего звена востребованы во многих отраслях экономики. Да и обучение их обходится гораздо дешевле, тем более что сейчас в рамках реализации «дорожной карты» проводится серьезная работа в этом направлении. Так что сейчас у юношей и девушек есть реальный шанс найти свою профессию, совершенствовать мастерство. Государство поддерживает всех, кто хочет учиться, трудиться, открывать для себя новые горизонты деятельности. Молодым все по силам, все в их руках, надо только выбрать верный путь.

– Как применяется в системе подготовки профессиональных специалистов передовой зарубежный опыт?

– В этом году совместно с обществом поддержки иностранного профессионального обучения и с крупными национальными корпорациями мы смогли создать более привлекательные условия для подготовки специалистов среднего звена. Норвежский и немецкий фонды «Профессиональное обучение» и «Развитие профессионального обучения и оказание технической помощи» вместе с международным обществом оказывают нам конкретную помощь в развитии профессионального образования. К слову, 300 преподавателей и специалистов направлены в европейские страны на учебу. И мы хотим, чтобы это стало традицией. Обучаться бок о бок со специалистами мирового автомобильного, нефтедобывающего, индустриального производства – честь для наших мастеров, техников, инженеров.

– Насколько ощутима польза социального партнерства в образовательной системе?

– Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования передано местным органам. В прошлом году в профильном департаменте открыто управление по вопросам развития социального партнерства курсов и профессионального обучения. Его взаимодействие с крупными национальными компаниями и производственными предприятиями способствует высокому уровню подготовки отечественных специалистов. Впрочем, не остается без внимания и вопрос трудоустройства молодых специалистов и выделения средств иностранных компаний для подготовки местных кадров.

С прошлого года заключено 29 меморандумов, соглашений между нашим министерством и крупными компаниями, такими как «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», «Казахтелеком», «Казахмыс», «Казинжиниринг», «Казпочта», «Фонд поддержки малого предпринимательства», «Kazеnergy», «Каспиан техникал ресурсес».

Подключились акиматы Жамбылской, Актюбинской, Западно-Казахстанской областей и Алматы. В результате тесного сотрудничества на базе предприятий только в минувшем году создано 12 учебных центров профессионального обучения, предоставлено более 3000 рабочих мест для прохождения производственной практики, обучено 700 человек за счет средств работодателей, еще 50 преподавателей прошли стажировку на базе предприятий.

– В любой сфере деятельности многое зависит от уровня подготовки специалистов, их профессионализма. Как обстоит дело с кадрами для работы в системе технического и профессионального образования?

– На сегодня в 38 вузах страны по специальности «профессиональное обучение» занимаются 5158 человек. В текущем учебном году принято 1119 студентов. К сожалению, в последнее время наблюдается уменьшение численности мастеров производственного обучения. В основном это объясняется их оттоком в производственную сферу из-за низкой заработной платы. У мастера она составляет 17-24 тысячи, у преподавателя – 25-30 тысяч тенге. Для привлечения высококвалифицированных специалистов в сферу профтехобразования при Министерстве труда и социальной защиты населения РК создана рабочая группа по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Она рассматривает предложение о повышении статуса мастера производственного обучения до преподавателя колледжа. Мы делаем многое для того, чтобы вернуть рабочей профессии прежний почет, поднять ее престиж среди молодых людей, стоящих перед нелегким выбором профессии.

– В каких специальностях особенно нуждается казахстанская экономика?

– В республике 300 профессиональных лицеев и технических колледжей, которые за короткие сроки могут подготовить необходимых специалистов для любой отрасли. Правительство выделило им 140 миллиардов тенге по линии занятости и переподготовки специалистов. Такая государственная забота для казахстанцев очень важна, особенно для сельской молодежи, которая более уязвима в получении профессионального образования из-за отсутствия необходимых учебных заведений в районных центрах. Ныне, в условиях оптимизации управленческого персонала, рабочие профессии вне конкуренции.

Журнал "Жасstar", №3 (21) 2009 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум