Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Дискуссионный клуб

Дорога в жизнь (взгляд выпускника)

Нынешнее время очень динамично, и требования этого капризного быстротечного вершителя судеб должны так же скоро удовлетворяться. Но в этом неукротимом движении подчас кроется много подводных камней, миновать которые поможет только опыт. На страницах нашей газеты открывается новая рубрика, предоставляющая возможность всем педагогам высказать свои мысли по поводу существующих проблем и происходящих явлений в сфере образования, поспорить и предложить собственные проекты решения тех или иных проблем.

Ещё не утихли эмоции педагогов и учителей после очередной сдачи ЕНТ. Это новая пока для нашей страны форма проверки знаний, у которой есть и сторонники, и оппоненты как среди педагогов, так и среди выпускников школ. Это и будет темой для дискуссии.

В школьных коридорах всегда кипит жизнь. Причем своя, особенная, незабываемая, но для любого школьника самым памятным останется одиннадцатый класс. Выпускной, виньетки, учителя, друзья, одноклассники, экзамены, радости, переживания и выбор жизненного пути. А чертой между школой и студенчеством становится ЕНТ…

Одиннадцатиклассники носятся по коридорам с тестниками по ЕНТ, донимают вопросами учителей, зарываются в книги в поиске ответов, засыпают под утро на письменном столе... Радуются и огорчаются после очередного пробного тестирования, а в глазах до конца года, как закрашенные кружочки в листе ответа, сбиваются и путаются мысли.

Три страшных буквы – ЕНТ. Начнем с того, что сдача ЕНТ не обязательна, как утверждает Конституция.

Но если хочешь жить дальше, работать и получать зарплату, то сдавать будешь. В школьных кругах это называется “добровольно-принудительно”. И стандартная отмазка на обычном уроке “Меня не было. Я болел” уже не сработает.

Откуда взялась “привычка” сдавать ЕНТ? Министерство образования ссылается на Болонскую декларацию, подписанную министрами образования 29 европейских государств, цель которой заключается в “гармонизации” систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

«Для обеспечения «гармонизации», в свою очередь, системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.”

Но ни слова про ЕНТ здесь нет....

Когда-то в качестве эксперимента в России было проведено тестирование в некоторых городах. Через определенное время повсеместно в Казахстане введено ЕНТ. И по сей день продолжает свое существование.

Чему выпускники “радуются” безгранично, а девятиклассники стараются избежать, поступив в колледжи.

Подготовка включает в себя повторение и систематизацию всех знаний. Как умирающий видит перед смертью всю свою жизнь, так и абитуриент перед ЕНТ судорожно пытается вспомнить все темы, пройденные за одиннадцать лет. Повторение – это очень хорошо, но детализация фактов вызывает недоумение и возмущение.

Технические неполадки, сбой компьютеров, высокая чувствительность сканеров, некорректные вопросы, жесткое наблюдение кэгэбэшников с автоматами в стеклянной аудитории и постоянные изменения... Не говоря о том, что в разных учебниках одно событие происходит не только в разных годах, но даже в разные века... По каким книжкам готовиться, если их переиздают и отменяют почти каждый год? Мы учимся на ошибках! Нам не нужны учебники, в которых не просто опечатки, а смысловые каламбуры сплошь и рядом. И кому жаловаться, если министр образования отказывается брать на себя ответственность?..

Да и сборники тестов за 2009 год заслуживают внимания. А вернее их издатель – Центр тестирования “Дарын”, который не подрассчитал сборники за месяц до тестирования. А про цену, которая выросла в два раза за книжечки ЕНТ, даже говорить противно. На школьниках делают деньги... Все равно купят: готовится же надо.

А кто составляет вопросы, на которые иногда затрудняются ответить учителя, не говоря о школьниках? И неужели нас всех считают гениями, способными решать на одном уровне задачи из высшей математики и знать историю по цифрам. Сколько центнеров проса вырастила звеньевая Дацкова в годы ВОВ? Вот по таким вопросам мы учим историю народа. А образ “России-колонизатора” вызывает неподдельный ужас у учащихся.

Давно доказано, что есть люди с более развитым левым полушарием, а есть с правым. И соответственно, есть люди, склонные к гуманитарным и естественным наукам. Но, увы, об этом забыли. Многие учебники сейчас составлены по уровневой методике. То есть, если ученик разбирается хорошо в этом предмете, то выполняет задание из уровня “С”, если средне, то под “В”, а если слабо, то под “А”. Но ведь на экзамене (ЕНТ) никто не будет спрашивать, под какой буквой ты учился.... Всех под одну линейку.

Во все цивилизованные времена школьники сдавали экзамены. И обычно не пять предметов, как сдают сейчас, а по всем основным предметам. Это и физика, и химия, и биология, и география, помимо алгебры и русского языка. Поэтому сдача экзаменов в принципе упрощена, но лучше ли от этого государству?

Тестовые экзамены развивают скорость и логику, интуицию, но в свою очередь, зарывают способности школьников правильно говорить, выражать свои мысли. Минусы есть всегда и везде. Системе образования в нашей стране развиваться и развиваться. Но нас никто не спросит. Будем сдавать и надеяться на то, что не так страшен черт, как его малюют. Сдают же как-то... А говорить о том, что никто от этого не умирал, не будем... Было немало случаев, и думаю, что на это нельзя закрывать глаза.

ЕНТ – это место проявления не знаний, а скорее осведомленности. Вы хотите набрать 125 баллов? Конечно. И я помогу вам в этом. Я покажу вам единственный известный мне путь к этому результату. Попробую вас заинтриговать: как вы думаете, какой? Ах, вам еще варианты ответов подавай! Нет проблем:

А) Запоминание информации.

В) Запоминание информации.

С) Запоминание информации.

D) Запоминание информации.

Е) Запоминание информации.

Правильный ответ тоже озвучить или сами догадаетесь? В общем, определим тезис: чтобы набрать 125 баллов на едином национальном тестировании, необходимо запоминать информацию. Но есть еще вариант – довериться исключительно Его Унижеству Случаю, воспользовавшись всемирно известным в “научных” кругах методом тыка. Выбирать вам...

Труднее всего найти выход, когда все двери открыты. Допустим, что порог ЕНТ мы преодолели, отпереживали, получили баллы и аттестат... А что дальше? Куда пойти учиться? Конечно, за одиннадцатый класс нам предлагают множество вариантов. Но мы-то уже понимаем “кто есть кто”...

Передо мной на столе лежат цветные брошюрки казахстанских и российских вузов. Широкий выбор университетов, специальностей, а еще больше рекламы.... Очень часто, к сожалению, слова расходятся с действительностью. И с горечью нужно заметить, что учиться-то негде. Астанчане бегут из столицы, поступают куда угодно, только подальше от Астаны.

Чаще всего прибежищем абитуриентов становятся Алмата, Караганда, вузы России, а также Польши, Чехии и других стран. А престижные столичные университеты переполнены приезжими студентами или детьми высокопоставленных лиц.

Почему нынешние абитуриенты выбирают образование за рубежом? Что влечет нас в другие страны? Желание людей посмотреть и себя показать, престиж или качественное образование? В поисках ответа нужно обращаться к самим абитуриентам. И вот что они вам скажут.

“Наша страна – развивающаяся. И соответственно все у нас только развивается, совершенствуется и постоянно меняется. Мы не знаем, что нас ждет завтра. А в развитых странах система образования фундаментальна, стабильна и, что самое важное, котируемая в любой другой стране, в том числе и в нашей. К сожалению, диплом казахстанского университета требует подтверждения. Да что диплом! При поступлении в другие страны не учитывается даже аттестат об окончании среднего образования в Казахстане. Нужно сдавать дополнительные экзамены по другой соответственно программе. А с дипломом, к примеру ТГУ, на нашей родине-матушки любого выпускника с руками и рубеж, значит в нашей стране мы не уверены. И при всем при этом оплата за обучение если не одинаковая, то приблизительно равная (а в российских вузах даже дешевле). И желанная всеми бюджетная основа предоставляется всем, кто докажет, что заслуживает ее. Но почему доверяем чужим? Где патриотизм, который воспевается в песнях, стихах и учебниках? Пришло время эгоистов? Каждый ищет выгоду для себя любимого. За идею в наше время мало кто будет что-то делать... Да и вообще, там хорошо, где нас нет. Всегда тянет в неизвестность в поисках лучшего. Главное – не потерять то, что есть, желая приобрести больше...

К счастью, в нашей стране профессии в течение жизни можно менять сколько нашей душе угодно, в отличие от, например, Японии (где работа одна на всю жизнь и только в одной компании). Поэтому не стоит останавливаться на чем-то одном, найти себя никогда не поздно. Все работы хороши! Не сдали ЕНТ на 120 баллов? Не поступили в желаемый вуз? Жизнь на этом не заканчивается! Не опускайте руки, будьте уверенней в себе и тогда достигнете того, чего желаете. А вешаться, глотать таблетки и прыгать под машины, по меньшей мере, глупо. Школьные годы остаются позади, впереди еще один интересный этап жизни – студенческие годы. Цените каждый день своей жизни. Лучше иногда падать, чем никогда не летать! И самое главное, не важно, кто вы по профессии, какой закончили университет или не закончили совсем, когда достигнете высот, когда в ваших руках будут судьбы других людей, ВСЕГДА оставайтесь человеком!

Журнал "Жасstar", №2 (20) 2009 г.


[ Вернуться к содержанию ]

Елена Александровна Дмитриенко, Президент СДОО «Жулдыз», кандидат педагогических наук, профессор Евразийского университета, обладатель звания лауреата «Патента признания заслуг в разработке теории, методики детского движения»:

– ЕНТ – это хорошая идея с точки зрения оптимизации экзаменационного процесса. Сдавать несколько предметов по принципу каждый экзамен в отдельный день сложно. Неделю, а то и больше ходить в нервном напряжении очень вредно для здоровья. А тут сразу, в один день, сдал или не сдал. И все. Стресс тоже есть, и немалый, но все в один день.

Но в ЕНТ немало и отрицательных сторон.

Во-первых, создается очень сильный стрессовый фон именно в день экзаменов. На психику и на результат, соответственно, влияет слишком строгая и, как правило, чужая обстановка. Люди в форме, охрана, досмотр на наличие сотовых телефонов и прочее… Даже по нужде ребенка сопровождают «под конвоем», иными словами, царит атмосфера недоверия.

Во-вторых, наблюдается некоторое несоответствие Конституции. Официально в нашей стране образование бесплатное. Но косвенно родителям приходится тратиться на репетиторство для подготовки детей, на всевозможные сборники, которые порой продаются из-под полы, так как учебники не содержат полной информации для сдачи ЕНТ.

В-третьих, у ребенка возникает страх. Страх потери времени, потери личной жизни, потери общения, времени на увлечения и творчество.

Весь 11 класс школьники усиленно занимаются. Под давлением родителей, учителей, которым нужно поднять рейтинг школы… В итоге возникают иногда сложные случаи, когда у детей на фоне нервного напряжения развиваются истерики, депрессии.

Тем не менее желаю всем удачной сдачи ЕНТ.

Алена, абитуриентка:

– ЕНТ – это шаткая система проверки знаний. Некорректные вопросы дают повод сомневаться в знаниях, которые нам давали на протяжении стольких лет.  Технические ошибки могут сыграть не самую хорошую роль в жизни.

Пишу ЕНТ я неплохо, но не совсем довольна системой проверки знаний с помощью теста. Хотелось бы, чтобы было меньше недочетов. И очень плохо, что вопросы главного ЕНТ не совпадают с вопросами из сборников.

Даша, студентка колледжа:

– Одной из причин моего поступления в колледж было ЕНТ. У меня был страх, что я не сдам. А если это случится, то жизнь потеряет смысл. Теперь я понимаю, что, возможно, поступила не подумав, но не жалею. Хочу дальше получать высшее образование, но для этого нужно сдать ЕНТ. И снова не могу успокоиться, хотя учусь хорошо, но после школы часть знаний растеряла.

Елена Владимировна, мама абитуриентки:

– Постарались оградить, конечно, дочь от всех домашних забот для подготовки, но это не решило всех проблем. Готовимся вместе по сборникам каждый вечер. Успокаиваем себя, что ЕНТ – это не смысл всей жизни.

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум