Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Милосердие

Люби жизнь, даже если она в мрачных красках…

Пресс-служба департамента образования Акмолинской области

Проблема добровольного ухода людей в мир иной рассматривается столько, сколько существует разумное существование жизни: ею занимаются медики, узкие специалисты, психологи, психотерапевты, исследователи, ученые, писатели. Написаны тысячи книг, монографий, но суть вопроса от этого не изменилась, мало того, значимость этого тяжелого явления приобретает угрожающие формы. Население в большей части обсуждает случаи шепотом, в кругу самых близких. Причины умалчиваются. А когда заходит разговор о детском суициде, тут вообще — тайны за семью печатями — ребенок не всегда оставляет записку родным, и окружающие, стараясь не причинять им боль, хоронят эту тайну вместе с погибшим. Умалчивать куда легче, чем анализировать, предупреждать, предотвращать. Детская психика — материал нежный, ранимый, склонный к преувеличению ситуаций, и работать с ним должны не дилетанты, а люди специально этому обученные. По статистике, 85 процентов суицидальных случаев происходит от проблем семейных, значит, первопричины нужно искать там, как и пути их устранения.


Решение провести крупное совещание с привлечением ученых, практиков, школьных психологов, специалистов коррекционных заведений, медико-педагогических консультаций в департаменте образования было принято, как только один за другим начали поступать сообщения о случаях самоубийств школьниками. Только за два месяца этого года их произошло пять. Учету те случаи, когда ребенка откачали от отравления лекарствами, вынули из петли, промыли желудки от средств бытовой химии, вообще точному учету не поддаются. Что же делать? Дети не подходили под категорию слабоумных, больных, безнадежно отсталых, они были нормальными в обычном понимании этого слова, учились, даже были активистами школ, добросовестно выполняли общественные поручения. Некоторые были «неконтактными», но ведь «сам себе на уме» — это еще не потенциальный самоубийца!?

Задача данной публикации — привлечь внимание общественности, родителей, педагогов к поднятой проблеме, обозначить болевые точки, наметить хоть какие-то пути профилактической работы с «группами риска».

Что же такое «детский суицид» — отдельные моменты разговора с этого совещания мы и предлагаем вашему вниманию.

Рустам Бирюшев, заведующий кафедрой психологии Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова, кандидат наук.

У разного возраста — свои причины суицидального поведения. Дети в раннем подростковом возрасте часто не имеют четкого представления о смерти, они знакомы только с ее атрибутами — траур, слезы, процессия и так далее. Они часто хотят видеть раскаяния своих обидчиков, а сами как бы наблюдать за всем этим со стороны. У некоторых даже отсутствует страх, они играют в «смерть», выбирая крайние меры — падение с высоты, самоповешанье, утопление. В подростковом возрасте наблюдаются и «демонстрации самоубийств», что приводит к необратимым медикаментозным нарушениям. Необходимо иметь в виду, что конфликтные ситуации могут складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. Отсюда — ощущения безысходности, неразрешимости конфликта. И как понять — демонстрирует ли ребенок самоубийство или идет на это сознательно? Нужно обозначить ситуацию, любую, и подвергать ее всестороннему анализу. Допустим, начал пропускать уроки, конфликтует с учителем. Есть риск суицидальной ситуации? Несомненно! И прежде, чем устраивать ребенку нахлобучку, нужно выяснить причины, может, он просто устал, потерял интерес к предмету, повздорил с приятелем. А вот вялость, апатия, уход в себя, трудности в учебе, нарушения сна, чувство страха, неуверенности, поиск в себе каких-то болезней — все должно настораживать. Но «напрямую» вести разговоры не следует, не следует и пугать визитами к психиатру.

Помощники педагогов, родителей — это школьные психологи, которые в ненавязчивой, деликатной форме помогут провести исследования, выявить «группы риска», выдать какие-то рекомендации, разработать коррекционный план. Дом и школа должны дополнять друг друга, а не перекладывать заботы один на другого, тогда печальных случаев в большинстве можно избежать. На особом учете должны быть дети, уже предпринимавшие попытки, как правило, они возвратны, и с такой группой детей надо работать постоянно.

Гульжан Досмагамбетова — врач-психиатр высшей категории.

Я — доктор взрослых, но проблемой суицида, в том числе и детского, занимаюсь давно и хотела бы привести некоторые цифры, которые проиллюстрируют серьезность проблемы. Парадоксально, но факт: в высокоразвитых странах выше и процент самоубийств. В США, например, он равен 32,7 процента на сто тысяч жителей, в странах Европы — 25%. Радует, что у нас в Казахстане по собственному желанию приближают свою смерть 146 человек из ста тысяч населения. К счастью, наша Акмолинская область находится в стране на последнем месте, но говорить об этом, исследовать, что-то предпринимать мы должны. И медики, и рядовые люди. Добавлю, что мужская часть населения, в том числе и подростковая, больше в четыре раза подвержена суициду, чем женская. Отношение к этому явлению у всех разное, некоторые религии оправдывают этих людей, некоторые ученые пытаются подвести под это свою теорию. Стоит сказать, что не следует уравнивать такие понятия, как мотивы и причины. Мотивами могут быть обида, злость, а причина лежит глубже и она соотносится с ситуативно-личностным состоянием, с психолого-патологическим.
Детям с ранних лет следует прививать убеждение, что жизнь хороша во всех ее проявлениях, даже если она видится пока еще в мрачных красках, что за ночью обязательно наступит день, что зима сменится весной, а за тучками прячется ласковое солнышко. Нужно учить их радоваться красоте природы, прививать красоту человеческих взаимоотношений. Не бойтесь показать ребенку свою любовь, проявляйте к ним знаки внимания, беседуйте о своих и его делах, делитесь сокровенным, тогда все ребячьи страхи уйдут, исчезнут сомнения, появится интерес к жизни.

Наталья Вороновская, заведующая областной медико-психологической консультацией.

Проблема суицидного и парасуицидального поведения становится на сегодня одной из наиболее острых, специалисты утверждают, что самоубийства относятся к трем ведущим причинам смертности в возрастной группе от 15 до 34 лет. Появляются новые, современные причины, ведущие к депрессивным состояниям: компьютерные игры, ранняя беременность, кстати, только за последнее время в перинатальном центре сделано 116 абортов девочкам-подросткам, у 16- повторно. Куда обращаться, где находить помощь? Считаем, что нужны телефонная служба доверия, кризисные центры, клубы экстренной терапии, в которых бы ребенок мог прийти в себя, проконсультироваться и найти моральную поддержку.

Мы работаем с больными детьми, ведем коррекционную работу с теми, кто имеет отклонения в развитии, природные дефекты и умственные недостатки. Эта категория является наиболее подверженной стрессовым факторам: слепые, глухие, «инвалиды-колясочники», другие. С ними приходится наиболее тактично, бережно работать, уделять внимание снятию психологического напряжения, уменьшению эмоциональной зависимости, формированию механизмов поведения. Их родители — тоже объект нашей работы. И одной консультацией или беседой ничего не добьешься, нужна долгосрочная стратегия оказания помощи. Филиалы нашей ОПМПК есть не во всех районах, как не везде в школах имеются психологи социальные педагоги. Ситуация сегодня такова, что сбереженный рубль на этих вакансиях оборачивается невосполнимыми потерями.

Татьяна Скрипоченко, психолог областного психиатрического диспансера.

Поскольку совещание носит не медицинский, а педагогический оттенок, остановлюсь на роли учителя. Он обычный предметник, даже классный руководитель, у которого поурочные планы, часы, тетради, проверки. И у которого совсем нет знаний по выявлению суицидентов. Но, общаясь с детьми, работая с ними каждый день, учитель не может не заметить признаков проблемного состояния: апатию, агрессивность, потерю интереса, напряжение, склонность к разговорам о потустороннем мире, игру в похороны друга, животных и так далее. Стоит оповестить об этом школьного врача, родителей, администрацию. И самому проявить искреннее сочувствие, душевное тепло, побеседовать, успокоить. Даже такое помогает.

Михаил Старинов, детский врач-нарколог.

Несмотря на огромную профилактическую работу в школах, приходится констатировать, что наши дети курят, употребляют алкоголь и наркотики. Правда, есть тенденция к снижению, но она очень незначительная. Что предлагается нами? Работу наркологических постов взять под особый контроль дирекции, включать в их состав родителей, иметь четкий план, придерживаться его выполнения. Ни в одном учебном заведении работа наркопостов не заслушивается, а это надо делать регулярно. В плане профилактики следовало бы внедрить творческие конкурсы, движения учебных заведений типа: «Наша школа не курит». Активизировать профилактику СПИДа различными методами. Анализировать данные анкетирования, анонимного тестирования. Форм работы очень много, нужно только проникнуться важностью проблемы, а не кивать на врачей-наркологов и не оставлять детей один на один со своей бедой.

Майра Санатова, исполняющая обязанности директора областного департамента образования.

Обсуждаемый вопрос детского суицида нельзя рассматривать отдельно от целого ряда социальных проблем общества: неблагополучные семьи, неполные семьи, пьющие родители, безработица, безденежье, сиротство, рождение детей с патологией. Сегодня мы вынуждены говорить о росте детского алкоголизма, детской беременности. Факты должны не только настораживать, но и пугать, побуждать к активизации работы. Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? В каждой школе должна быть единица психолога или социального работника, это неоспоримое требование. Деньги нужно находить, чтобы не потерять гораздо большее. Развитие должна находить коррекционная сеть, ведь многие родители не знают, что врожденные дефекты детей можно подправить и существует в области специальная служба для этого. Надо не ждать, что кто-то пришлет вам готового логопеда, дефектолога, а учить их на местах. Больших затрат для этого не требуется, а ребенок, страдающий от заикания или шепелявости, чувствует свою неполноценность и комплексует. Вот и причина детского беспокойства, которую можно безболезненно устранить. Надежды возлагаем на открытие в Кокшетау реабилитационного центра, он в какой-то степени снимет напряженность. Но каждый должен понять, что от его посильного участия в работе со сложными детьми всегда будет зависеть общий положительный итог.

Специалисты утверждают, что обострение психологической и эмоциональной нагрузки у людей происходят во время пробуждения природы. Дети — самый хрупкий природный материал, и пусть эта весна будет исключением из общепринятых правил.

Участники совещания разработали и утвердили мероприятия по профилактике суицида среди несовершеннолетних, среди которых: организация правового всеобуча для родителей, педагогов, завучей по воспитательной работе, привлечение к нему специалистов-медиков и ученых, организация сети телефонов доверия, детских общественных приемных, обобщение работы лучших школьных психологов, поддержка детских социальных инициатив, развитие самоуправления, привлечение к занятиям спортом и творческим увлечениям. Среди мероприятий — публикация тематических выступлений в СМИ. Надеемся, что за этим материалом последуют другие. Ждем откликов и сообщений на затронутую тему.

Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум