Актуальное интервью. Мажит ЕсенбаевОт редакции: Аким Акмолинской области Мажит Есенбаев частый гость нашего журнала. В разное время на страницах «Жаcstara» были опубликованы интервью с ним, статьи, в которых Мажит Тулеубекович представил свое видение эффективного решения проблем среднего и профессионального образования, активизации детских и молодежных инициатив. В очередной раз Мажит Есенбаев принял в резиденции Президента РСДОО «Жулдыз» главного редактора журнала «Жаcstar» Елену Дмитриенко с группой журналистов издания. В ходе встречи состоялся откровенный разговор об участии детей в развитии гражданского общества. Как обычно, Мажит Тулеубекович предложил нестандартные подходы к решению этой проблемы.
Корр.: Мажит Тулеубекович, какую роль в реализации Концепции развития гражданского общества, на Ваш взгляд, могут сыграть детские и молодежные сообщества? М. Е.: Сегодня модно говорить о необходимости активного включения детей в жизнь общества и государства. Это справедливо и оправданно, и я тоже разделяю подобную точку зрения. И все же мое главное пожелание — пусть дети в полной мере наслаждаются всеми привилегиями своего возраста — возраста счастливого детства. А сделать его беспроблемным и безоблачным — это уже задача нас — взрослых. Корр.: Как, в связи с вышесказанным, Вы относитесь к рождению нового творческого проекта Союза «Жулдыз» — «SOS! Детские слезы!». М. Е.: Я не устаю удивляться творческой энергии «жулдызовцев». Этот новый проект — очень серьезное и нужное дело. Не секрет, что беспризорные, обездоленные дети — это горькая проблема современного общества. Государство сегодня ищет пути ее наиболее эффективного решения: детские дома различного типа, патронатное воспитание, система работы с родителями. Но по-прежнему часть детей остается вне поля зрения государственных и общественных структур. Дети, живущие на улице — это ненормально! Как я понял, цель Вашего проекта выявить таких детей и принять все меры для их социальной реабилитации. Дети помогают детям — в этом есть глубокий смысл. Конечно, это не говорит о том, что мы свои взрослые обязанности перекладываем на детские плечи. Участие в подобном проекте учит главному — состраданию, любви к ближнему, милосердию, в конечном итоге, помогает формированию активного, неравнодушного к проблемам отдельного человека и общества подрастающего поколения. Корр.: Какие факторы Вы считаете определяющими в формировании личности ребенка, молодого человека? М. Е.: Наша молодежь должна быть хорошо образованна. Знания — самый дорогой товар. Именно они помогают сформировать конкурентоспособное мировоззрение. Поэтому мы стараемся создавать в области все условия для получения качественного современного образования. По обеспеченности учреждениями образования (если брать нормативы) мы занимаем в республике одно из первых мест, успешно реализуем программу строительства новых школ и дошкольных учреждений, активно внедряем ТСО, интерактивные методы обучения, компьютеризируем учебный процесс — то есть создаем солидную материально-техническую базу — это первое. Второе — это педагогические кадры. Возьму на себя смелость отметить, что в области сформировано сообщество передовых учителей — новаторов, которое мы активно поддерживаем и создаем условия для высокоэффективной работы: оказываем социальную помощь, обеспечиваем жильем, предоставляем возможность для непрерывного совершенствования и повышения квалификации. Корр.: Сегодня в республике принята и реализуется программа патриотического воспитания молодежи. Какой ее элемент Вы считаете наиболее значимым? М. Е.: Патриотизм — это не только любовь к родной природе, к малой родине, к окружающим тебя согражданам. Патриотизм — это прежде всего любовь к родному языку и к языку той страны, в которой мы живем. Важнейшая проблема патриотического воспитания сегодня — это создание условий для успешного обучения государственному — казахскому языку. Но, решая ее, надо помнить, что изучение языка — это процесс длительный и последовательный. С наскока эту проблему не решить. Поделюсь с Вами парадоксальным наблюдением. Там, где обучение казахскому языку ведут педагоги не, коренной национальности, результаты гораздо лучше. Почему? Наверное, они увлекают собственным примером, более трепетно относятся к собственным знаниям, доставшимся целенаправленными усилиями. Корр.: Вернемся к началу нашего разговора — участию детей и молодежи в развитии гражданского общества. Каким образом Вы планируете поддерживать детские социальные инициативы, детское и молодежное движение? М. Е.: У нас есть специальные бюджетные программы по поддержке НПО, в том числе детских и молодежных движений. И Союз «Жулдыз» (как я понимаю, речь идет именно о нем) может на них рассчитывать. Как это может выглядеть на практике? Да очень просто. Участвуйте в конкурсах, тендерах в рамках социального заказа, подавайте заявки на гранты. Такой опыт взаимодействия у нас есть, и в дальнейшем Союз может рассчитывать на поддержку его социально значимых инициатив. Кстати, не могу не отметить Ваш проект «Профи». Это — настоящий прорыв для Союза! Из проекта родилось новое молодежное общественное движение для учащихся профессионального образования. А ведь именно на эту молодежь мы сегодня смотрим с большими надеждами — им строить будущее нового Казахстана! Записала Лидия Тришечкина, фото Данил Конищев Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г. [ Вернуться к содержанию ]
|