Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Характеристика базовой информационной единицы исследования воспитательного потенциала детских общественных организаций

Е.А. Дмитриенко, кандидат педагогических наук.

Выделяя в качестве универсальной информационно-смысловой единицы исследования воспитательного потенциала детских общественных организаций человека, в диалектической целостности сущностного бытия, мы делаем акцент на том, что речь идёт о человеке, входящем во взрослую жизнь ‑ о ребёнке, о детях.

Основное назначение данной научной работы: - поиск оптимальных вариантов организации общественной жизнедеятельности детей в кризисные периоды их социального самоутверждения с учётом актуальных запросов, потребностей самих детей; - действительных условий общественной, государственной жи-зни, объективных реальностей и закономерностей бытия.

Дело в том, что детские сообщества - не изолированные явления общественной жизни, а отражение вполне естественных новых тенденций, зарождающихся процессов, перспективных тенденций, возможностей, предпосылок общественного развития.

В этих процессах, естественно, участвуют взрослые и в качестве родителей, и как воспитатели, учителя, наставники, друзья, государственные и общественные деятели, заинтересованные лица и т.д.

Более того, чтобы разобраться в особенностях сущностной природы детства, социального благополучия ребёнка, ответить на вопросы: «Зачем необходимы ребёнку детские сообщества?», «Какую роль в жизни детей и общества играют детские самостоятельные организации?», «Какова специфика общественного бытия ребёнка?» и т.д., необходимо определиться с исходными, базовыми характеристиками «человека», его земного бытия, закономерностями и детерминирующими факторами существования в различные возрастные периоды и пр.

Наиболее популярной на сегодняшний день точкой зрения на предмет сути и смысла человеческого существования является предположение, что человек - весьма специфичная, уникальная в своем роде частица беспредельного, гармоничного мироздания Вселенной, её разумный компонент. В силу этого, он (человек) - носитель некой космической сущности и всецело зависит от неё, подчиняется законам её саморазвития - движения, бытия. Человек не изолирован от космопланетарных процессов. Более того, он не только сопричастен к жизни космоса, но и ответственен в определённой мере за всё содеянное в своём жизненном пространстве.

Научная категория «человек» относится к разряду междисциплинарных, ключевых, фундаментальных понятий. К толкованию этой категории имеют весьма заинтересованное отношение не только собственно человековедческие науки, но и буквально все отрасли знаний. Данное обстоятельство является принципиально важным для данного педагогического исследования. Недооценка, упущение не только философских, но и отраслевых знаний о человеке, его жизненной сфере, среде обитания, закономерностях взаиморазвития с окружающим миром, частичкой которого он является, совершенно не допустимы для педагогики, как для науки, так и для практики. Ведь педагогика взяла на себя ответственность помочь человеку взрастить, развить, воспитать все его лучшие природные данные, собственно человеческие уникальные силы, задатки, расширить диапазон индивидуальных возможностей и способностей.

Аккумулятором сущностного толкования человека, смысла его жизни, общественного бытия является материалистическая философия, интегрирующая самые различные представления, знания, воззрения на суть человеческого бытия от древнейших умозаключений до современных научных и теологических школ. Снятие жёстких стандартов на определение методологических позиций исследователей, деидеологизация, деполитизация педагогики, равно как и других отраслей знаний, позволяет сегодня нам значительно расширить ставшие почти универсальными, каноническими представления о человеке, основанные лишь на учении марксизма-ленинизма. Благодаря знакомству с интереснейшими трудами крупнейших мыслителей, ранее неизвестных или малоизвестных широкому кругу читателей, научных работников из-за целого ряда идеологических запретов и ограничений. Огромный интерес для познания сути человеческого бытия представляют древнейшие памятники мировой культуры - Библия, Коран, литературные источники Буддизма, всевозможные религиозные трактаты.

Сравнительный анализ академических трудов с альтернативными концепциями человековедения и человекознания таких авторов как: О.А. Айванхов, Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, В.И. Вернадский, С. Гроф, Э. Кант, Р. Карнап, А. Клизовский, Лао-дзы, Ф. Ницше, Ошо (Бхаг ан Шри Раджниш), Б. Рассел, Д. Радьяр, Н.К. Рерих, Свами Вивекананда, В.С. Соловьев, П. Сорокин, П. Тейяр-де-Шарден, Л.Н. Толстой, Б. Спиноза, П. Флоренский, Л.Р. Хаббард, Шри Аурабиндо, К.Э. Циолковский, А. Чижевский и многих других отечественных и зарубежных представителей самых различных философских школ Востока и Запада утвердил наш методологический выбор.

Большое влияние на конструирование гипотетической модели целостного видения всего исследуемого социально-педагогического феномена, а также его основных системообразующих компонентов, сущностно-информационных единиц, оказали труды В.И. Вернадского о ноосфере, коэволюции природы человека и общества.

Концепции культурно-исторического взаиморазвития человека и общества, лежащих в основе фундаментальных философских (К.Н. Вентцель, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, В. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.), психологических и педагогических (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.Н. Сорока-Росинкий, С.Т. Шацкий и др.), этнографических (М. Мид и др.) теорий социального развития, личностного становления человека, содержащих серьёзный анализ специфики детского периода человеческого бытия.

Особую роль в формировании нашего профессионального кредо сыграло педагогическое наследие Януша Корчака - великого гуманиста, свято чтившего интересы детей, каждого конкретного ребёнка. Преданного миру детства, прекрасно, высококвалифицированно ориентировавшегося в сущностных, собственно человеческих, жизненно важных проблемах детей, живущих во взрослом, большом и непонятном, многообещающем и неоправданно жестоком, лицемерном обществе своей, эмоционально яркой, насыщенной радужными красками, устремлённой в будущее жизнью.

Большинство философских школ, теорий рассматривают человека, как было уже отмечено выше, в качестве уникальной, весьма загадочной органической разумной единицы - частицы целостно-системного материального мира, имеющей информационную сущность и являющейся одновременно носителем этой сущности. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на извечный, неиссякаемый интерес человечества, мыслителей прошлого и настоящего к сущностным проблемам человека, имеющиеся антропологические знания во всём их многообразии не дают достаточно ясного аргументированного объяснения, что есть человек.

На сегодняшний день категория «человек» - одна из наиболее неопределённых, размытых, особенно если рассматривать её с позиций взаимоотношений, взаиморазвития человека и общества в диалектике фило- и онтогенеза. Очевидно, это объясняется тем, что возможности раскрытия сущности человека и человечества, в равной мере и материального мира путём самопознания по большому счёту во многом ограничены рамками собственно познавательных возможностей человека, единственно способного не только распредмечивать окружающее пространство, но и опредмечивать его. Таким образом, человек - системообразующее смысловое начало процесса познания, сущностно значимая единица любых социальных явлений, в том числе и детских общественных формирований, организаций, является сложнейшей загадкой природы, имеющиеся знания о которой весьма относительны.

Неразработанность универсальной концепции человека, по мнению известных антропологов-материалистов Б.Г. Ананьева, К.А. Абулъхановой-Славской, В.Я. Ельмеева, Б.Ф. Ломова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, Н.П. Федосеева и других, не означает отсутствия ёмких систематизированных знаний и представлений об общественном бытии данного социального субъекта. Нельзя недооценивать вклад в систематизацию человековедческих знаний исторического материализма, основы которого разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, определившими закономерности социального взаиморазвития человека и общества на принципах классового подхода.

Человек - одна из бесконечного множества форм материального бытия, возникшая в результате естественной эволюции, саморазвития, самосовершенствования материального мира. Как своеобразная природная, телесная родовая особь, человек - носитель сложной биологической формы движения материи. Его особым качеством, свойством является социальность, характеризующаяся внутренними психическими потенциями и внешним общественным образом жизни. Следовательно, природа человека с присущими ей биологическими и социальными качественными, и количественными свойствами биосоциальна. Диалектика развития собственно человеческой природы, соотношение в ней биологического и социального, весьма сложны и неоднозначны.

Не вызывает сомнений теоретические положения о том, что природа человека есть продукт истории, что действие биологических законов в развитии человека, его жизнедеятельности опосредовано законами социальными.

Методологическое «видение» человека как некой материальной реалии, биосоциального явления не сводится и не может сводиться к вполне определенной совокупности свойственных именно человеку качеств. Оно образуется на основе отбора достаточно достоверных и реальных способов измерения его собственно человеческой природы, в которых органично, а не механистически находят своё объективное выражение различные его свойства и возможности. Иными словами, в методологическом плане важно раскрыть логику познания диалектики сущности и существования человека как социального субъекта, определить универсальные критерии ценностной значимости его бытия.

Согласно гипотезе В.И. Вернадского, восходящей к истокам человеческой мудрости, жизнь - явление космическое, развивающееся по планетарным законам, произвела человека - носителя разума, социального опыта, культуры, способного существенно влиять на естественные природные процессы. Действительно, биосфера существовала и до появления на Земле человека. Может существовать и без него. Но человек вне биосферы существовать не может. Это аксиома. Человечество, - утверждал В.И. Вернадский, - как живое существо неразрывно связано с материально-энергетическими процессами, определяемыми геологической оболочкой Земли, с её биосферой. Оно не может физически быть от неё независимым ни на одну минуту. Более того, В.И. Вернадский и его последователи научно обосновывают зависимость планетарной жизни (косного и живого вещества Земли) от разумного поведения, социального (личностного и общественного) бытия. Жить сам по себе, в своё эгоистичное удовольствие, невзирая на своё жизненное окружение, игнорируя логику естественного развития материального мира, человек не должен. Это чревато, прежде всего, для него самого, для человечества; земной цивилизации, считал В.И. Вернадский. Игнорирование естественно-исторических законов земного бытия, которые определяются жизненной организацией биосферы и характером космических процессов, налагаемых ими ограничениями ведёт к увеличению активного противодействия космопланетарных процессов целенаправленной деятельности человека, человечества, способного привести мир к экологической катастрофе».

Перечисленные выше факторы имеют непосредственное отношение к нашему исследованию, так как именно они оказывают прямое влияние на определение смысла человеческого бытия и сущности самого человека как высшей ступени, уникальной формы развития живых организмов на Земле, субъекта общественно-исторических отношений, деятельности, творчества, культуры.

Опорной формулой при трактовке сущностного понимания человека отечественные исследователи, в том числе и педагоги, советского периода развития человекознания определяли, как правило, известный тезис К. Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Именно отношения, по мнению известного психолога В.Н. Мясищева, определяют сущностный потенциал человека, который проявляется в его сознательной активной изобретательности переживаний и поступков, основанной на индивидуальном социальном опыте. Э.В. Ильенков утверждает, что систематизированные взаимоотношения человека с окружающим миром и, в первую очередь, с людьми образуют его жизненное пространство, необходимое ему для жизни «социальное тело», обеспечивающее его бытие как социального субъекта, носителя и творца человеческих ценностей, культуры.

Диалектическое единство сущности и существования человека проявляется в его личности, которая есть ни что иное как «индивидуальная вариация совокупных общественных отношений» (К. Маркс).

При этом толкование категории «личность», как и понятия «человек», и в частных науках, и на междисциплинарном философском уровне весьма размыто. Серьёзную путаницу в раскрытие семантики термина «личность» вводит её смысловая идентичность с определением понятия «общество», которое также представляет собой «определённую совокупность общественных отношений. «Общество, - пишет К. Маркс, - не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». И далее: «Общество, то есть сам человек в его общественных отношениях».

Сущностная конгруэнция личности и общества не абсолютна. Она характеризуется множественностью одноуровневых (независимых) и разноуровневых (зависимых) проявлений, как объективных, так и субъективных, а также особенностями и спецификой их временного и пространственного существования, то есть различием способов реализации своих реальных возможностей (потенций). Понять закономерности этого диалектического единства с учётом принципиальных различий данных важнейших, взаимоопределяющих социальных явлений возможно лишь на основе серьёзного анализа философских исследований, специальных трудов по теории систем, социологии, политологии, психологии. Но, прежде всего, необходимо разобраться что, собственно, представляют собой отношения как универсальные свойства, характеризующие и личность, и общество, обеспечивающие их взаиморазвитие, существование.

Несмотря на многообразие научных подходов к исследованию феномена человека, взаимоотношений, взаиморазвития личности, общества, их природной сущностной конгруэнтности, закономерности коэволюции данных материальных явлений, их диалектического, дивергентного обусловливания остаются изученными лишь на уровне гипотетических предположений. По этому поводу Л.П. Буева пишет: «Абстрактность многих понятий, с помощью которых раскрывается взаимосвязь личности и общества, затрудняет их применение в конкретных социологических исследованиях личности, её деятельности и духовного мира».

Это касается не только социологических, но и педагогических исследований. Аппелируя к данной категории, Л.П. Буева считает, что «совокупность общественных отношений» является основой «всех жизненных проявлений многоликого единства человека и общества, равно как конкретного человека и конкретного общества».

«С одной стороны, оно (единство - Е.Д.) характеризует объективные общественные связи и взаимодействия, а с другой - субъективно, оценочное отношение личности к миру, с которым она взаимодействует».

Продолжение следует.

Журнал "Жасstar", № 1 (7), март 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум