Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Новое время - новый ракурс

Тамара Трухачева, кандидат педагогических наук, ответственный секретарь городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения Москвы.

Гражданское общество.

Есть ли оно в новых странах, странах Содружества независимых государств? Возможно ли оно на постсоветском пространстве?

Возможно, что кто-то приклеит мне ярлык «романтика» или «утописта», пусть. К счастью, или как-то иначе, но я верю, что в Казахстане такое общество будет. Истоков, как родниковых ключей у реки и озера, много.

Один из них в отношении нас, взрослых, к детству, а, точнее, к детскому движению, в наших представлениях о нем, в мере нашей взрослой, поддержки детских общественных объединений.

Детские общественные объединения представляют собой своеобразные экспериментальные площадки, прообразы такого общества. В составе таких объединений дети и взрослые. Они объединяются на добровольной основе и сами устанавливают правила (законы, заповеди) своего сообщества, создают программу своих действий. Участники детских общественных объединений в естественных условиях овладевают культурой диалога и действуют в диалоговом режиме, реализуя свои социальные инициативы, свои проекты. Рядом с ними другие детские и взрослые сообщества, с которыми им приходится взаимодействовать.

Именно в детском общественном объединении обретается первый опыт демократических отношений, опыт взаимодействия, опыт освоения гражданских прав и свобод, провозглашенных Конвенцией о правах ребенка. На имя и гражданство. Сохранение индивидуальности. Свободу выражения своего мнения. Свободу мысли, совести и религии. Ассоциации и мирных собраний. Право на защиту личной жизни и доступ к соответствующей информации. Право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Правда, в таких объединениях самые юные. Возможно, поэтому участники детского движения не всегда рассматриваются органами власти как партнеры. Их деятельность среди других, более мощных социальных движений, недооценивается.

Попытаемся разобраться с понятиями, имеющими принципиальное значение для существа вопроса.

Гражданское общество ‑ это общество, в котором вне семейных, дружеских и деловых отношений на добровольной основе создаются и действуют ассоциации граждан, стремящиеся продвинуть свои интересы, идеи и идеологии. Так утверждают видные деятели по вопросу отношений между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом (см. доклад «Мы, народы: гражданское общество, Организация Объединенных Наций и глобальное управление», Центр «Социальное партнерство», Москва, 2004). И соглашаясь в целом с таким утверждением, думается правомерно дополнить «…создаются и действуют ассоциации граждан, стремящиеся продвинуть свои интересы, идеи и идеологии», содействуя интересам государства.

Детское движение, в широком смысле, представляет собой действия различных объединений, организаций, движений, направленные на изменения самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Детское движение ‑ это процесс рождения, развития и отмирания различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений. Процесс этот характеризуется воздействием одних на других, влиянием одних на других, наконец, изменениями в одних и других (детей, взрослых, взрослых и детей).

Детское движение ‑ одно из социальных движений, которое возникает там и тогда, где и когда есть взрослый (или взрослые), желающий и располагающий возможностями для удовлетворения своих интересов, идей и идеологий в детской среде.

В настоящее время в Казахстане, как и в России, есть такие взрослые, и есть такое движение.

Взаимодействие представляет собой процесс, включающий воздействие одного человека или группы лиц (одной организации, одного объединения) на другого или другую группу лиц, влияние одного человека или группы лиц (одной организации, одного объединения) на другого или другую группу лиц, и, в качестве результата, изменения в отношениях, представлениях каждого человека, или группы лиц (одной организации, одного объединения) о его интересах, идее, идеологии.

Опираясь на наблюдения, данные, полученные в процессе исследования, проведенного в Москве, на наблюдения за деятельностью некоторых объединений подростков в Казахстане, многочисленные беседы с их руководителями, можно сказать, что достаточными и необходимыми показателями состояния детского движения выступают масштабы (охват детским движением подростков), ведущая идея движения (организации, ассоциации, союза или формирования другого вида), пространство, на котором развивается движение, степень управляемости движением, наличие материальной, информационной, научно-методической базы, представительство интересов общественного движения в органах власти или его структурных подразделениях, узнаваемость в обществе.

О чем, в соответствии с этими, довольно общими показателями, свидетельствует практика?

Численный охват подростков объединением «Жулдыз» довольно широк, при этом остается потенциал для численного роста.

Ведущая идея прекрасна.

Пространство, на котором действуют члены организации, обширно, оно выходит за рамки образовательных учреждений в социум.

Центр есть и даже можно говорить о том, что есть контуры структуры. Представители власти (акимата) - мне приходилось этому быть свидетелем - знают участников «Жулдыза» не по наслышке, по фамилиям, даже именам. Они уже узнаваемы, не на словах, на деле. У них есть форма, песня, эмблема, девиз, законы (правила), традиции. И, что чрезвычайно важно, они граждане своей страны. Уже трижды были ребята из «Жулдыза» у нас, в Москве. И уже несколько раз все мы, свидетели этого пребывания, волновались при вдохновенном исполнении гимна Казахстана. Волновались и сердцем ощущали их гордость за свой Казахстан. Радовались за них и восторгались ими.

Но, как и в наших, московских объединениях, мы наблюдали проблемы, с которыми сталкивались и взрослые, и ребята в процессе организации деятельности. Взаимодействие пока серьезная проблема. Для ребят. Для взрослых, которым с учетом их опыта и знаний, очень хочется обеспечивать руководство детьми, которые гораздо моложе и которые не располагают достаточным опытом. Для взрослых и ребят в стиле и тоне их отношений. Отношений участников (членов) одной организации, одного союза или ассоциации. Даже, если структурное подразделение конкретного формирования действует на базе школы, речь об отношениях другого характера. Так уж получается: новое время диктует новые ракурсы отношений.

Речь пойдет о взаимодействии.

Взаимодействие - процесс сложный. Он включает несколько стадий. Все начинается с осмысления сторонами предстоящей проблемы (ситуации, встречи, документа, акции и т.п.) и психологической готовности к ее обсуждению. Затем - переговоры (диалог, дискуссия) по существу проблемы, которые, как правило, заканчиваются устной договоренностью, подтвержденной одновременно официальным документом - заявлением, декларацией, договором или планом совместных действий, отражающих итоги переговоров, психологическое удовлетворение (неудовлетворенность) итогами.

Далее - действия в рамках намеченного плана, принятого заявления, протокола о намерениях, декларации и т.п., подготовка к новой встрече, новому этапу диалога или дискуссии.

Это лишь самый общий подход. Каждая из стадий имеет много разных психологических и содержательных оттенков, связанных с корректировкой переговорного процесса, оценкой его исходного состояния и его итогов.

Взаимодействие носит разноуровневый характер. Составляющая каждого конкретного уровня отражается на процессе в целом.

Первый уровень.
Взаимодействие внутри конкретного детского сообщества. В данном случае ‑ между детьми, между взрослыми организаторами объединения, между взрослыми и детьми. В центре этого взаимодействия отношения, связанные как с содержательно деятельностными аспектами, так и с личностными.

Второй уровень.
Взаимодействие внутри нескольких объединений одного типа, действующих на территории одного района (города), либо взаимодействующих внутри множества объединений разного типа, масштаба, действующих на территории одного района (города). На этом уровне в центре внимания те же аспекты. Но разрешение их усложняется в связи с большим числом участников движения, а, значит, и участников переговорного процесса. Другой, усложняющий процесс аспект ‑ отдаленность друг от друга.

Третий уровень.
Взаимодействие внешнее. Объединение или несколько объединений устанавливают деловые отношения с государственными учреждениями, ведомствами, органами власти, либо с объединениями подобного типа, действующими за пределами их объединений в районе (городе), в городе, в стране.

Но не только. Объединение, организация не существуют сами по себе. В школе рядом с участниками детской организации находятся учителя. Дома ‑ родители. В микрорайоне ‑ представители социальных служб благоустройства, общества инвалидов, охраны природы и охраны животных, детских домов и т.д. и т.п. Именно эти службы чаще всего нуждаются в помощи ребят, именно здесь ребята могут проявить свою социальную инициативу.

Однако инициатива требует согласованных планов и действий, умения договариваться и не нарушать договоренностей, организовать работу так, чтобы участники взаимодействия ‑ и дети, и взрослые ‑ не только принесли пользу людям, но и ощутили радость от содеянного. И здесь особое значение имеет отношение, позиция каждого участника.

Следует заметить, что обретение опыта взаимодействия, его оптимальной модели ‑ сотрудничества ‑ приходит к детям и их взрослым организаторам, инструкторам, координаторам, руководителям, лидерам, не сразу. Длительные наблюдения (осуществлены автором этой статьи и ее коллегой ‑ профессором РГПУ имени А.Н. Герцена, Е.В. Титовой) позволяют выделить как минимум четыре модели взаимодействия. И внутри организации и вне её, за её пределами. Особое значение, роль при этом принадлежит личности взрослого организатора (лидера) детского объединения.

Первая модель: Соединение.
Модель, в которой детское общественное объединение действует в рамках и на базе государственного учреждения (огосударствленный вариант). К такой модели можно отнести опыт пионерской организации. Действующие в образовательных учреждениях (школах) объединения по существу воспроизводят прошлый опыт. Как правило, возглавляют такие объединения государственные служащие (педагоги, вожатые). Формируются они, опираясь на структуру школы (класс ‑ отряд, команда). Действуют в рамках дозволенного директором школы. Трудно найти и выделить именно социальную инициативу. Что касается подростка, то он затрудняется выделить свой статус (где он действует как ученик, а где, как участник общественного объединения).

Вторая модель: Сосуществование.
Эта модель взаимодействия характерна для периода освоения вновь созданными детскими формированиями нового ‑ общественного ‑ статуса. Для определенной части детских общественных объединений эта модель сохраняется и в настоящее время. Это выражается в том, что, к примеру, органы государственной власти знают о созданной детской общественной организации. Пионерской или скаутской. Экологической или патриотической. И не мешают ей осуществлять свои замыслы. Но и не помогают в этом. То есть детское общественное объединение и органы государственной власти мирно сосуществуют. Можно встретить такие примеры, когда такое мирное сосуществование длится годами. И трудно утверждать, что причина в позиции представителей органов государственной власти, которые «не хотят» оказать содействие детскому сообществу. Бывает, что его взрослый организатор (или организаторы) «не могут» убедить в необходимости этого содействия.

Кстати, в этой модели порой строят свои отношения с подростками взрослые организаторы. Не проявляет порой подросток особой активности, ну и пусть. Обидел несправедливо кого-то из ребят и забыл извиниться. А подросток, в свою очередь, уж было совсем настроился «выйти из рядов» да друзей бросать жалко. Так и сосуществуют в одном объединении. Взрослый и ребенок.

Третья модель: Содействие.
Модель, в которой детское общественное объединение способно предложить свои услуги государственному учреждению (органам власти), а государственное учреждение (органы власти) готово в одних случаях принять их, а в других ‑ предложить детскому общественному объединению принять участие в акциях, организованных органами власти (например, конкурс социальных программ). В такой модели протекает деятельность многих детских общественных объединений.

Внутри самого объединения в этой модели строят свои отношения с подростками многие взрослые организаторы, те, которые видят ребенка, чувствуют его настроение, смотрят ему в глаза и постоянно ведут с ним диалог. В одних случаях содействуя в разрешении личных или семейных проблем подростка. В других ‑ осуществлению его предложения. Его инициативы. В третьих ‑ содействуя более точному выражению (формулированию) новой, пришедшей в голову подростка, идеи.

Четвертая модель: Сотрудничество.
Модель высшего уровня взаимодействия, при которой между сторонами (участниками процесса взаимодействия), достигнуто понимание назначения друг друга, уважение и признание деятельности, согласование позиций по ключевым проблемам деятельности и отношений.

Важно, что эта модель чрезвычайно значима как на уровне взаимодействия внутри объединения (или объединений) ‑ между детьми, между взрослыми, между взрослыми и детьми ‑ так и на уровне взаимодействия внешнего: детское общественное объединение ‑ представители государственных учреждений и ведомств, органов власти, родители, журналисты, психологи и т.д.

Продолжение следует.

Журнал "Жасstar", № 1 (7), март 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум