Перейти в форум
 
 

Главная страница - Программа Союза - Авторская программа «Жулдыз»

Авторская программа «Жулдыз»

Девиз: "Все наши мысли, знания, дела для Родины, Добра и Справедливости!"

О авторе программы

Елена Александровна Дмитриенко, кандидат педагогических наук, доцент, Лауреат премии Союза детских и пионерских организаций Казахстана, Почетный работник образования РК, Кавалер ордена «Құрмет», обладатель «Золотого Патента признания заслуг в разработке теории, методики детского движения, создание основ в новой области знания социокинетики» Ассоциации исследователей детского движения (г. Москва, 2002 г.).

От автора

«Воспитание свободной, творческой личности, человека, живущего по высоким нравственным законам, способного внести достойный вклад в развитие нашего родного Казахстана — основная цель этой программы.

Программа «Жулдыз» адресована всем желающим найти свое место в жизни, быть яркой и неповторимой личностью.

Она может быть использована в качестве ориентира для самовоспитания, при планировании коллективных дел, воспитательной и развивающей работе с детьми.

При разработке программы был учтен опыт пионерии, детских движений зарубежных стран, а в основу положены принципы возрастной и социальной педагогики и психологии.

На протяжение нескольких лет программа «Жулдыз» широко используется в воспитательной работе с детьми, как действенный инструмент активизации детских социальных инициатив, детского самоуправления в организациях образования Астаны, Алматы, Караганды, Костаная, Усть-Каменогорска, Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей и других регионов Казахстана.

Хочется выразить огромную благодарность мэрии г. Москвы (Т. А. Васильева), Ассоциации исследователей детского движения (Т. В. Трухачёва, Л. И. Швецова), организациям дополнительного образования городов Астаны, Алматы, Акмолинской, Павлодарской Кустанайской, Северо-Казахстанской областей и других регионов областей, педагогическим коллективам школ, внешкольных учреждений за содействие и поддержку программы, за верность детскому общественном движению, миру детства».

Елена Дмитриенко

Путь к своей звезде

Дорогой друг!

Ты, конечно же, хочешь быть счастливым? Это хорошо. К счастью стремится каждый человек. Но быть счастливым могут далеко не все. Счастлив лишь тот, кто нашел свою звезду — яркую и неповторимую, щедро дарящую свет и радость близким, друзьям, Родине, Миру, Вселенной.

Путь к счастью, к своей звезде — это путь к самому себе, к людям, красоте, добру и справедливости, жизненной гармонии, самосовершенствованию. Тебе придется многое узнать, многому научиться! Ведь каждый день твоей жизни должен быть светлым и радостным. Чтобы не сбиться с пути, тебе необходимы надежный компас и верные ориентиры. Ведь на каждом шагу тебя ожидают соблазны, открытия, различные испытания, приключения. Тебя это не страшит? Тогда в путь! Дорогой друг!

Твой выбор — программа «Жулдыз»

У тебя есть надежный помощник — программа “Жулдыз”. Почему именно “Жулдыз”- звезда? Дело в том, что по древним легендам и преданиям, звезда считается у многих народов символом, оберегающим человека от всех бед и невзгод, приносящим удачу, счастье.

Знак звезды можно найти на многих гербах, флагах, от символики различных государств до ювелирных украшений, молодежной атрибутики. Пятиконечная звезда ассоциируется с изображением фигуры человека. Но звезда не возникает сама по себе. Она загорается благодаря энергии, наполняющей ее из различных жизненных сфер.

Если говорить о звездной энергии человека, то ее истоки, сила, яркость — в семье, среди друзей, в родной земле, Отечестве, Родине.

Смысл звездной жизни человека, его счастья не в том, чтобы максимально взять от жизни все возможное, а в том, чтобы, приобретая, максимально реализовать себя, улучшить окружающую жизнь, щедро дарить свое тепло, свет и радость людям, Отечеству, природе.

Твои ориентиры — добрые дела, светлые открытия, большие и малые победы над самим собой: ленью, беспомощностью, слабостью, трусостью, невежеством, нерешительностью, безволием. Будь готов постоянно к любым жизненным испытаниям для блага Родины, Добра и Справедливости!

Ты найдешь свою звезду! Успехов тебе!

Помоги себе сам!

Программа “Жулдыз” поможет тебе жить полнокровной жизнью, преодолевать трудности, найти настоящих друзей, быть счастливым. Но главное в восхождении к звездным вершинам: жесткие требования к себе. Помоги себе сам — этот принцип должен стать главным в твоей повседневной жизни!

У каждого возраста свои мечты, дела, открытия, свои звездные вершины. Программу “Жулдыз” можно осваивать с 6-ти лет. Поэтому программа состоит из четырех разделов, адресованных четырем возрастным группам:

«Балапан» («Птенец») — для детей 6-8 лет;

«Жас Сункар» («Соколенок») — для детей 9-11 лет;

«Сункар» («Сокол») — для детей 12-14 лет;

«Мурагер» («Хозяин жизни») — для детей и молодежи 15-18 лет и старше.

Твой компас — волшебные лучи

Не сбиться с пути тебе поможет семь волшебных лучей твоей неповторимой звезды: “семь Я”. Число семь выбрано неслучайно. Оно волшебно. Так считают многие народы. Самые удивительные явления природы связаны с числом семь: семь цветов радуги, семь чудес света, семь дней недели, семь поколений — основа истории семьи, семь нот — основа гармонии музыки.

Многие пословицы, сказки, обряды связаны с числом семь: семь раз отмерь...; у семи нянек...; семеро одного не ждут; “Белоснежка и семь гномов”, “На семи ветрах”, “Цветик — семицветик”, “Великолепная семерка” и т.д.

Волшебное число «Семь» присутствует в символах программы “Жулдыз” — на флагах, эмблемах, значках.

Итак, твой путь к звезде будет освещен лучами!

КРАСНЫЙ

Самый родной, дорогой и яркий луч — цвет домашнего очага, твоей семьи, где рождаются твои “Семь Я”:

Я-человек, я — сын (дочь), я — личность, я — друг, я — творец добрых дел, я — хранитель очага, я — гражданин.

ОРАНЖЕВЫЙ

Солнечно-теплый оранжевый луч «Мои друзья» поможет тебе обрести верных и надежных друзей, самому быть настоящим другом.

ЖЕЛТЫЙ

Любить свою Землю, Родину, быть верным сыном или дочерью своего народа тебе поможет луч “Моя Земля”, окрашивающий твой путь, твои дела золотисто- желтым цветом.

ЗЕЛЕНЫЙ

Многое узнать, многому научиться поможет тебе луч “Знания, умения”, насыщенный ярким зеленым цветом — символом новизны, молодости, энергии.

ГОЛУБОЙ

Проводить интересно свободное время поможет тебе луч “Увлечения”, окрашенный в возвышенный небесно — голубой цвет.

СИНИЙ

Делать каждый день добрые дела, найти свое место в жизни поможет луч “Добрые дела — Профессия”, имеющий синий цвет, означающий надежность, уверенность, стабильность.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Быть красивым, здоровым, сильным, полным жизненной энергии, оптимизма, жить достойно и счастливо тебе поможет благородно — фиолетовый луч “Гармония”. Быть красивым, здоровым, сильным, полным жизненной энергии, оптимизма, жить достойно и счастливо тебе поможет благородно — фиолетовый луч “Гармония”.

Кроме официальных символов (звезд, цветовой гаммы лучей), детские объединения вправе иметь свою символику, знаки отличия, отражающие основной смысл программных действий — Дарить свет и радость окружающему миру! Каждый день делать добрые дела.

Главное — быть уверенным в своих силах, возможностях, найти себя, свое место в жизни, открыть свою звезду. В своей повседневной жизни следуй девизу: “Все наши мысли, знания, дела — для Родины, Добра и Справедливости!”

Удачи тебе, дорогой друг! Кроме официальных символов (звезд, цветовой гаммы лучей), детские объединения вправе иметь свою символику, знаки отличия, отражающие основной смысл программных действий — Дарить свет и радость окружающему миру! Каждый день делать добрые дела.

Главное — быть уверенным в своих силах, возможностях, найти себя, свое место в жизни, открыть свою звезду. В своей повседневной жизни следуй девизу: “Все наши мысли, знания, дела — для Родины, Добра и Справедливости!”

Удачи тебе, дорогой друг!

Раздел I. БАЛАПАН

Если тебе 6-8 лет и ты стремишься быть взрослым, первооткрывателем добрых дел — в дорогу! Не ленись, будь смелым и сильным! Тебе помогут волшебные семь лучей!

I. Моя семья

Балапан:

 — Примерный сын (дочь) своих родителей; никогда не приносит огорчения своей семье, близким; хороший помощник в домашних делах, любит трудиться; бережет честь своей семьи, гордится успехами родителей, близких.

  Учится соблюдать хорошие семейные традиции.

  Заботится о младших братьях, сестрах, бабушке, дедушке, о больных.

  Учится принимать гостей.

  Старается овладевать родным языком, правилами хорошего тона.

II. Мои друзья

Балапан:

Старается быть надежным и верным другом.

Уважает старших, заботится о младших, слабых.

Любит и бережет природу, животных, птиц.

Никогда не совершает плохих поступков, не лжет.

Дружит с детьми и взрослыми разных национальностей.

Всегда вежлив, скромен, щедр, не обижается по пустякам.

III. Моя Земля

Балапан:

 — Приобщается к культуре, традициям, истории своего народа, улицы, школы, села, города, Родины, страны; посещает музеи, выставки, знакомится с биографиями выдающихся личностей, знает Гимн Республики Казахстан, основные символы государства.

  Участвует в конкурсах, выставках, смотрах.

  Участвует в праздниках, народных гуляниях.

  Любит читать, рассказывать народные сказки, легенды, пословицы, поговорки.

  Любит играть в народные игры, петь народные песни.

 — Заботится о чистоте своего подъезда, двора, улицы.

 — Участвует в озеленении, заботится о зеленых насаждениях, охраняет муравейники, активный член “Зеленого патруля”.

  Участвует в работе “Голубого патруля”, очищает родники.

 — Заботится о ветеранах войны и труда, пожилых и слабых.

  Готовится стать защитником Родины.

IV. Знания, умения

Балапан:

 — Примерный ученик в школе, старается успевать по всем предметам, активный участник работы школьных постов Всеобуча.

 — Узнает много нового, интересного, полезного из книг, газет, журналов, фильмов, прогулок, поездок, экскурсий.

  Может рассказать о прочитанном, увиденном своим друзьям.

  Знает много стихов, песен, рассказов, сказок, легенд, пословиц, поговорок.

  Знает и соблюдает правила поведения в школе, в других общественных местах: в гостях, на улице, в театре, в кино, в общественном транспорте.

  Знает и соблюдает правила дорожного движения, участвует в работе юных инспекторов дорожного движения, в работе постов юных друзей полиции.

  Обслуживает себя сам: убирает аккуратно свою постель, содержит все свои вещи (одежду, обувь...), рабочее место, книги, тетради, игрушки в полном порядке, накрывает на стол, убирает и моет посуду.

  Умеет мастерить игрушки, поделки, сувениры, фигуры из снега, сделать мелкий ремонт одежды, старых книг.

  Участвует в уборке квартиры, класса, школы.

  Трудится на даче, огороде, школьном участке.

  Ухаживает за животными, аквариумом, птицами.

  Знает детские игры, может организовать их со своими сверстниками, малышами, привлечь к игре взрослых.

  Знает свой домашний адрес, адреса родственников, друзей, дорогу к дому, в ближайшие магазины, может делать мелкие покупки.

  Знает, как правильно написать письмо, вести переписку.

  Знает и соблюдает правила безопасности в обращении с газом, электроприборами, колющими и режущими предметами.

V. Увлечения

Балапан:

 — Любит животных, птиц, рыб, цветы, деревья, различает их по видам, ухаживает за ними.

  Любит природу, ходит на прогулку в любое время года, в любую погоду, любуется красотой окружающего мира.

  Любит фантазировать, сочинять стихи, сказки, небылицы, мечтать.

  Коллекционирует значки, фантики, киндерсюрпризы, календарики, наклейки, открытки, марки и пр., любит рассказывать о своей коллекции и показывать ее друзьям.

  Играет в различные игры: с мячом, подвижные, командные, настольные, компьютерные.

  Любит ставить спектакли и играть роли.

  Занимается с малышами, учит их читать, рисовать, мастерить.

  Много рисует, любит музыку, хорошо танцует.

  Любит читать, посещает библиотеку; имеет свою библиотечку и дает книги своим друзьям.

  Любит смотреть детские фильмы, спектакли, рассказывать их содержание.

  Любит кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках, ходить на лыжах, плавать.

  Увлекается модой, стремится быть красивым, современным.

  Любит весело и интересно проводить свободное время.

VI. Профессия

Балапан:

 — Стремится каждый день делать доброе дело: семь добрых дел - каждую неделю.

  Знакомится с людьми различных профессий по книгам, газетам, журналам, фильмам, рассказам старших, друзей, знакомых, родителей, учителей, участвует в экскурсиях.

  Знает о трудовых успехах своих родителей, родственников, знакомых, гордится их профессиональным мастерством, достижениями.

  Мечтает о своей будущей профессии, знает, чем она привлекательна и отличается от других.

  Пробует свои силы, способности, возможности в различных делах и в играх.

VII. Гармония

Балапан:

 — Заботится о своем здоровье, соблюдает режим дня и правила личной гигиены, по утрам делает зарядку, занимается физкультурой, стремится к здоровому образу жизни, закаляется, ведет дневник самовоспитания и достижений.

  Живет со всеми дружно, ни с кем никогда не ссорится.

  Стремится приносить радость людям.

  Радуется успехам своих друзей, близких, окружающих, а также своим достижениям, но не хвастает ими.

  Всегда аккуратен, подтянут, вежлив, живет весело, не унывает.

  Не боится трудностей, готовится к любым жизненным испытаниям.

Дорогой друг!

Ты успешно прошел первый этап своего звездного восхождения, ты — настоящий, первооткрыватель своего “Я”, своей личности, жизненного пути.

Ты способен видеть красоту окружающего мира, охранять и приумножать ее.

Будь готов к следующим свершениям при восхождении к звездным вершинам на благо Родины, Добра и Справедливости!

Раздел II. ЖАС СУНКАР

Дорогой друг!

Если тебе 9-11 лет, ты можешь попробовать свои силы на новых звездных высотах.

Молодой сокол — символ очередного этапа твоей жизни.

Не сбиться с пути тебе помогут 7 волшебных радужных лучей.

I. Моя семья

Помни:

 — Ты сын (дочь) своих родителей, гордись своей семьей, соблюдай и храни её традиции.

  У тебя есть обязанности по дому, не уклоняйся от них, выполняй их как следует, ты должен делать ежедневно добрые дела.

  Твои близкие, особенно младшие, слабые, старики, нуждаются в твоем внимании, заботе, помощи, ждут от тебя улыбку, понимание, поддержку; радуй их своей добротой, теплом, будь терпелив, вежлив.

  В скором будущем ты станешь хранителем домашнего очага, готовься к этой роли, учись у старших житейским мудростям.

  Хорошие манеры, хороший тон — твои надежные спутники жизни.

  Плохими поступками, ленью, грубостью, бездельем, равнодушием, неискренностью, безответственностью, трусостью, безволием, неряшливостью ты огорчаешь своих родителей, родственников, близких.

  Биография твоих родителей, родословная твоей семьи — твоя гордость, твои истоки.

II. Мои друзья

Помни:

 — Твои друзья — твоё богатство.

  Дружбой надо дорожить, потеря друга — невосполнимая потеря.

  Верность слову, единство слова и дела, готовность прийти на помощь в трудную минуту, разделить не только радость, но и беду помогут тебе быть настоящим другом.

  Ни в коем случае нельзя злоупотреблять дружбой, требовать невозможного от своих друзей.

  Настоящий друг знает и уважает язык, традиции, обряды своих друзей другой национальности.

  Настоящий друг щедро делится своими успехами, радостью и горем, хлебом и солью со своими товарищами.

  Грубость, зазнайство, ложь, хитрость, изворотливость, злость, скрытность, задиристость, подозрительность, трусость, безответственность, безволие, бесхарактерность, жадность — разрушают дружбу, отталкивают друзей.

  Воспитанность, порядочность, скромность, доброта, отзывчивость, оптимизм, уверенность, щедрость, аккуратность, верность слову и делу помогут тебе сохранить дружбу, приобрести новых друзей.

  Дружба — понятие круглосуточное.

III. Моя земля

Помни:

 — Ты — сын (дочь) своей земли, своего народа, своей страны, Родины!

  Овладевай культурой, традициями, изучай историю родного края, Родины.

  Твой надежный помощник — программа “Атамекен”.

  Народные праздники, обряды, гуляния, церемонии наполнят твою жизнь яркими впечатлениями, научат видеть красоту родной земли. Принимай в них посильное участие.

  Конституция, Герб, Флаг, Гимн Республики Казахстан требуют особого уважения и почитания.

  Быть в курсе основных политических событий в стране и за рубежом, знать о роли Президента Республики Казахстан, о главных решениях Правительства, о деятельности Парламента — твоя обязанность.

  Ты — надежда своего народа, старайся своими добрыми делами улучшать окружающую жизнь.

  Любовь к Родине должна быть не только возвышенной, но и конкретной, твои слова не должны расходиться с делом, будь активистом в работе профильных патриотических отрядов, постов, клубов, в движениях “Моя Родина — Казахстан”, “Зеленый наряд Отчизны”, “Тимуровец”, “Экологические тропы”, “Юнкоры — Отчизне” и пр.

  Быть защитником Отечества — почетное право и долг каждого гражданина.

  Уважение к тебе, твоему народу, твоей Родине, стране во многом зависит от тебя самого! Будь патриотом!

IV. Знания, умения

Помни:

 — Ты — первооткрыватель, поэтому должен много знать, многое уметь, а для этого надо хорошо, прилежно учиться в школе, у старших, у своих друзей, заниматься самовоспитанием, самообразованием.

  Книга — твой надежный друг, создай свою библиотеку, совершенствуй технику чтения.

  Детские журналы, газеты, радио-телепередачи — твои спутники жизни — помогут тебе многое узнать, многому научиться, сотрудничай с редакциями, будь юнкором.

  Ты приносишь радость людям знанием стихов, песен, рассказов, шуток, умением исполнять их выразительно.

  Твой внешний вид: прическа, одежда, обувь, выражение лица — твоя визитная карточка. Следи за собой!

  Твоя жилая комната, твое рабочее место свидетельствует о твоей аккуратности, собранности, о твоих деловых качествах.

 — Ты должен быть умелым, учись учиться сам и помогай отстающим, учись быть организатором.

  Учись возделывать землю, выращивать зелень, мастерить, готовить пищу, шить и ремонтировать одежду, оказывать первую помощь.

  Труд — источник радости и вдохновения. В твоих заботливых руках нуждаются цветы, травы, деревья, птицы, животные, вся живая природа! Береги ее, охраняй и приумножай ее богатства! Дневник наблюдения — твой лучший друг и помощник!

V. Увлечения

Помни:

 — Твои увлечения должны приносить радость не только тебе, но и окружающим людям, живи по принципу “не навреди”.

  Любое начатое тобой дело: коллекционирование, занятия музыкой, живописью, историей и пр. надо доводить до конца, уметь по достоинству оценивать результаты, демонстрировать свои достижения.

  Природой, животным и растительным миром не только любуются, но о них и заботятся, приумножая их красоту и богатство; игры на воздухе, в помещениях — не только отдых, но и серьезное занятие, учись отдыхать, проводить свое свободное время красиво, с пользой для себя и для окружающих.

  Увлеченный Интересным и полезным делом человек всегда счастлив.

  Чем шире круг твоих интересов, тем ты интереснее для окружающих, богаче и красивее, тем ближе ты к своей звезде!

VI. Профессия

Помни:

 — Каждый человек должен сам найти свое место в жизни, свое настоящее призвание, дело, профессию. Постарайся узнать как можно больше о мире профессий. Твоими помощниками должны стать книги, выставки, встречи с интересными людьми, беседы с родителями, экскурсии и пр. Будь любознательным!

 Знать и проверить свои способности можно лишь в настоящем деле, различных видах человеческой деятельности: общении, труде, игре, спорте, искусстве, учебе. Овладевай способами и приемами правильной организации своего труда, поведения, деятельности, прислушивайся к советам старших: родителей, учителей, специалистов, готовься сделать свой профессиональный выбор!

VII. Гармония

Помни:

 — Ты — частичка природы, Вселенной. Старайся жить в мире и согласии с красотой жизни! В здоровом теле — здоровый дух и источник красоты. Заботься о своем здоровье: закаляйся, занимайся физической культурой, соблюдай режим дня, питания, веди здоровый образ жизни сам, приобщай к нему своих друзей, избегай вредных привычек, предупреждай их появление у своих друзей, близких, проявляй заботу о здоровье окружающих.

  Ты призван охранять и приумножать красоту окружающего мира, природы, сохранять ее чистоту и свежесть.

  В человеке должно быть все прекрасно.

  Уныние, страх, злоба, ненависть, зависть разрушают красоту, гармонию человеческой жизни.

 — Не бойся трудностей, готовься к любым жизненным испытаниям для блага Родины, Добра и Справедливости!

  Гармония твоей жизни в тебе самом, истоки твоей красоты в твоей индивидуальности, в твоей яркой, неповторимой звезде. Открой ее! Помоги себе сам!

Дорогой друг!

Если ты выполнил программу “Жас Сункар”, то доказал, прежде всего, самому себе, что ты — настоящий, первооткрыватель своего “Я”, своей личности, жизненного пути.

Два самых главных этапа восхождения к своей звезде, к успеху пройдены. Ты счастлив? Ты проверил самого себя, узнал свои возможности, способности, многое постиг, многому научился, обрел настоящих, добрых и верных друзей. Ты готов к настоящим делам, свершениям. Ты уверен в себе и готов протянуть руку помощи, оказать поддержку малышам-птенцам, желающим освоить программу “Жас Сункар”.

Ты способен видеть красоту окружающего мира, охранять и приумножать ее.

Будь готов к новым свершениям при восхождении к звездным вершинам на благо Родины, Добра и Справедливости!

Раздел III. СУНКАР

Дорогой друг, если тебе 12-14 лет, ты можешь испытать себя, осваивая программу “Сункар”.

Сункар — это символ доблести, смелости, красоты, гордости. Быть Сункаром — значит быть красивым человеком, готовым к подвигу, щедрым на добро. Твоя восходящая звезда освещает своими лучами семь жизненно важных дорог. Это — путь самосовершенствования. Помоги себе сам! Поддержи слабого! Верь в свои силы, в свою мечту, в свою звезду! Твои ориентиры — радужные лучи!

I. Моя семья

Сункар:

 — Хороший сын (дочь) своих родителей, гордится ими, помогает им, заботится о них, радует их своими поступками, делами, достижениями.

  Изучает родословную своей семьи по народной традиции “до седьмого колена”.

  Знакомится с семейным бюджетом, экономикой домашнего хозяйства.

  Знает круг своих семейных обязанностей, выполняет их без напоминания добросовестно, качественно, доброжелательно, ответственно.

  Знает о своих семейных правах, дорожит ими, учится ими пользоваться, не злоупотребляя, сохраняя чувство собственного достоинства, не ущемляя прав и интересов других членов семьи, не огорчая своих родителей.

  Соблюдает, бережно хранит, приумножает семейные традиции.

  Знает трудовую биографию своих родителей, гордится их трудовыми достижениями.

  Ведет свой семейный фотоальбом.

  Знает круг друзей семьи, дорожит родственными отношениями, дружбой близких.

 — Учит правилам хорошего тона, этике и этикету младших братьев и сестер, помогает их воспитывать, заботиться о них.

II. Мои друзья

Сункар:

 — Имеет много хороших и верных друзей-товарищей во дворе, в школе, по летнему лагерю, походу, в различных уголках республики и за ее пределами.

  Интернационалист, он уважает традиции, культуру, историю всех народов, ценит национальное достоинство своих друзей.

  Верен своему слову, подтверждает его конкретными делами, поступками.

  Расширяет спектр своего общения, обогащает его культуру, овладевает ораторским мастерством, культурой письма, совершенствует знания государственного языка, изучает иностранные языки, знакомится со знаковыми системами общения: азбукой Морзе, тайнописью, системой Брайля (язык слепых людей), языком глухонемых.

  Верный друг природы, заботится о ее красоте, бережет ее богатства.

  Всегда готов прийти на помощь другу, слабому, поддержать в трудную минуту.

  Не способен нанести оскорбление, обиду своим друзьям, близким, окружающим людям, причинить им боль и страдания.

  Устраивает приятные сюрпризы для своих друзей в их дни рождения, памятные даты.

III. Моя Земля

Сункар:

 — Верный сын (дочь) своего народа, своей земли, страны, Родины.

  Владеет государственным, родным языком, уважает и приумножает культуру, народные традиции, проявляет живой интерес к истории родного края, Родины, земной цивилизации.

  Уважает и свято относится к Конституции Республики Казахстан, государственным символам.

  Следит за основными событиями в стране и за рубежом.

  Помогает младшим друзьям выполнять программу “Атамекен”; участвует в движении следопытов.

  Посещает краеведческие музеи, выставки народного творчества.

  Может провести экскурсию по родному селу, городу.

  Готовится стать хорошим гражданином своего Отечества, учится выполнять все ритуалы, связанные с государственными символами.

  Участвует в подготовке и проведении народных гуляний, праздников, соблюдая традиции, обряды, церемониалы.

  Участвует в выставках народного творчества, радуя близких, друзей своими поделками.

  Активный участник художественной самодеятельности: играет на народных инструментах, поет народные песни, танцует.

  Участвует в благоустройстве своего села, города, в движениях “За экологию”, “Зеленый наряд Отчизны” и пр.

  Интересуется экономикой родного края, участвует в движении “За экономию и бережливость”.

  Гордится биографиями героев-земляков, лучших людей села, города, ярких представителей своего народа.

  Ориентируется в политических событиях, интересуется общественной жизнью республики, области, города, села.

  Готовится стать защитником Отечества.

IV. Знания и умения

Сункар:

 — Сознательно овладевает основами наук в школе, понимая, что знания — сила, настоящее богатство человека.

  Постоянный читатель библиотеки, стремится расширить свой кругозор.

  Знает особенности своего характера, свои возможности и способности, много работает над собой, учится владеть собой, своими чувствами, эмоциями, поступками, умеет планировать свои дела, свой рабочий день.

  Щедро делится своими знаниями и умениями со своими друзьями, помогает учителю в работе с отстающими.

  Интересный собеседник, внимательный слушатель.

 — Знает историю детского общественного движения, своей организации, активно участвует в жизни коллектива, общественных организаций.

  Знает и соблюдает правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, может оказать первую медицинскую помощь.

 — Хорошо плавает, может стать активным спасателем на воде.

  Знает и соблюдает правила туриста — путешественника, учится быть наблюдательным, ориентироваться на местности по азимуту, предсказывать по особым приметам изменения в погоде, определять время по солнечным часам, изучает карту звездного неба.

  Владеет всеми навыками самообслуживания, прививает их младшим.

  Может быть инструктором в группах младших школьников по различным видам общественно-полезной деятельности, организатором интересных и полезных дел.

  Умеет быть предупредительным, но не навязчивым своей заботой о других людях.

  Правильно реагирует на критику, благородно принимает помощь.

  Умеет пользоваться различными орудиями труда.

  Умеет мастерить “летающего змея”, забавные игрушки для малышей.

  Доводит любое начатое дело до конца.

V. Увлечения

Сункар:

 — Всерьез увлечен самосовершенствованием, разработкой и выполнением программы самовоспитания, доказывает силу своего характера, воли, выдержки, устраняясь от вредных привычек: курения, сквернословия, сплетен, грубости, ведет дневник самоанализа, размышления.

  Продолжает заниматься любимым делом: музыкой, танцами, коллекционированием и пр.

  Занимается физкультурой, регулярно тренируется, любит играть в спортивные игры.

  Любит походы, путешествия по родному краю.

  Увлекается техникой, занимается техническим творчеством.

 — Стремится быть модным, развивает в себе чувство меры, красоты; стремится создать уют в жилом помещении, рабочем уголке; пишет стихи, небольшие рассказы; стремится любить и быть любимым; играет в творческие игры “Менеджер”, “Биржа”; участвует в КВН, конкурсах-турнирах Вежливости, Рыцарей, Красоты.

  Весело и интересно проводит свободное время.

  Стремится к своей мечте — быть яркой, неповторимой личностью!

VI. Профессия

Сункар:

 — Задумывается всерьез о своей будущей профессии, прислушивается к советам старших, специалистов-консультантов.

 — Стремится сохранить семейные трудовые традиции.

  Посещает кружки, факультативы, клубы, углубляя свои знания о будущей профессии, пробуя свои силы в специальных видах деятельности.

  Проводит сборы, экскурсии, знакомит друзей, младших товарищей с интересными профессиями.

  Занимается самообразованием, вырабатывая в себе особые качества, необходимые для будущей профессии.

VII. Гармония

Сункар:

 — Старается жить по законам красоты и гармонии, ведет здоровый образ жизни, следит за своим здоровьем.

  Стремится сохранить добропорядочные взаимоотношения со всем окружающим миром, избегает конфликтных ситуаций, ссор, драк, крика.

  Умеет анализировать свои поступки, осознавать ошибки, исправлять их своевременно.

  Несет ответственность за свои слова, дела, поступки.

  Контролирует свои чувства, поведение.

  Живет в согласии с совестью.

  Стремится сделать счастливыми окружающих, в первую очередь — обездоленных, слабых, больных, малышей, стариков, родителей.

  Всегда сохраняет присутствие духа, бодрость и оптимизм.

  Помнит о своем назначении на Земле: беречь красоту и гармонию природы, дарить свет и радость людям, окружающему миру, Вселенной!

  Не боится трудностей, готовится к любым жизненным испытаниям для блага Родины, Добра и Справедливости!

Дорогой друг!

Успешно пройдя третий этап, Сункар, становится самостоятельным хозяином своей судьбы — Мурагером!

Помни, все твои мысли, знания, дела — для Родины, Добра и Справедливости!

Раздел IV. МУРАГЕР

Дорогой друг! Если тебе исполнилось 15 лет, ты становишься настоящим хозяином своей жизни, ты умеешь вести за собой. Это самый ответственный путь.

Путь вожатого — старшего друга, надежного товарища тем, кто идет дорогами «Балапан», «Жас Сункар», «Сункар». Это — путь гражданского становления юноши и девушки.

Это — прямая дорога к самосовершенствованию, к своей звезде, жизненному самоутверждению.

Удачи тебе и счастья!

Тебя ждут твои семь лучей — ориентиров.

I. Моя семья

Мурагер:

 — Верный сын своего народа, своей семьи, дорожит своей честью.

  Знает свою родословную «до седьмого колена», помогает младшим братьям и сестрам познакомиться с историей своей семьи, своего рода, учит их гордиться своими истоками.

  Участвует в ведении домашних дел, решении проблем в семейной экономике, семейного бюджета, честным трудом зарабатывает деньги.

  Добросовестно выполняет свои обязанности по дому: уборка квартиры, покупки в магазине, на рынке продуктов питания, уход за домашними животными, птицами, домашним хозяйством, заготовка корма для скота, стирка, глажение белья, участие в ремонте жилых и рабочих помещений, работа на огороде, на дачном участке, занятия с малышами, может приготовить завтрак, обед, ужин и пр.

  Дорожит своими сыновними, дочерними правами, сохраняя чувство собственного достоинства.

  Хранит, соблюдает, приумножает семейные традиции, радует родителей культурой своего поведения, тонким юмором, добродушием.

  Знает трудовую биографию своих родителей, близких, изучает секреты их профессионального мастерства.

  Принимает эстафету хранителя, хранительницы домашнего очага.

  Радует близких своими успехами, заботой о родителях.

II. Мои друзья

Мурагер:

 — Настоящий друг, никогда, не теряет чувство собственного достоинства.

  Дорожит своими взаимоотношениями с окружающими, щедро дарит радость своим друзьям, окружает заботой младших, слабых, обездоленных.

  Интернационалист, гордится своей дружбой с ребятами, юношами и девушками других национальностей.

  Дорожит дружбой с близким, любимым человеком, всячески оберегает свою любовь, сохраняя чувство собственного достоинства.

  Верен своему слову, всегда подтверждая его своими красивыми делами, поступками.

  Владеет культурой общения, радует друзей своей открытостью, добродушием, доброжелательностью.

  Верный друг природы: охраняет, приумножает ее красоту.

  Друг красоты, прекрасного.

  Вожатый, строит свои взаимоотношения с младшими товарищами на принципах дружбы и творчества.

III. Моя Земля

Мурагер:

 — Достойный сын (дочь) своего народа, земной цивилизации, учится анализировать ее уроки, хорошо знает историю родного края.

  Следопыт, ведет активную поисковую работу, охраняет памятники истории, культуры, ухаживает за могилами родных и близких, павших за Родину.

  Организатор детских народных праздников, выставок детского творчества.

  Создатель школьного музея, ведет сбор материалов по истории родного аула, села, города, его улиц, промышленных предприятий, школ, других учебных заведений, важнейших исторических событий.

  Организатор работы по благоустройству родного села, аула, города, различных трудовых акций.

  Владеет информацией по экологическому состоянию своей земли, ее природных богатств.

  Живо интересуется экономикой, развитием рыночных отношений в республике, области, своей местности.

  Гордится трудовыми достижениями, трудовыми подвигами своих земляков, рассказывает о них младшим товарищам, своим друзьям.

  Интересуется политическими событиями, общественной жизнью республики, своего края, заботится о развитии политического кругозора, общественной активности своих воспитанников, друзей.

  Стремится к совершенству овладения родным языком, языками других народов.

  Не боится трудностей, всегда готов прийти на помощь товарищу.

IV. Знания, умения

Мурагер:

 — Стремится окончить школу с хорошими результатами.

  Постоянно расширяет свой кругозор, обогащает свои знания, умеет работать с различными словарями, справочниками, пользоваться компьютером, сетью Интернет.

  Принимает активное участие в научно- исследовательской работе, в деятельности Малой Академии Наук школьников; готов к тестированию по основам наук; изучает основы правовых знаний; овладевает культурой человеческого общения; знает основы бизнеса, маркетинга, менеджмента.

  Щедро делится своими знаниями и умениями со своими друзьями, помогает учителю в работе с неуспевающими.

  Организатор работы кружков, клубов по интересам, диспутов, круглых столов, конференций, экскурсий, выставок, презентаций, походов.

  Принимает участие в тематических вечерах, КВНах, предметных неделях, смотрах, конкурсах, олимпиадах по основам наук, в движении “Школьная Одиссея”, интеллектуальных играх “Умники и умницы”, “Что? Где? Когда?”, “Дебаты”, “Лидер XXI века” и других.

V. Увлечения

Мурагер:

 — Увлечен любимым занятием, делами.

  Приобщает к предмету своего увлечения сверстников, младших друзей.

  Хорошо разбирается в музыке, живописи, в народном творчестве.

  Любит просмотр фильмов, интересуется историей кино.

  Любит походы, путешествия, рыбалку, ночевки у костра.

 — Любит принимать гостей.

  Следит за модой, современен, соблюдает чувство меры и красоты.

  Увлекается фотографией, видеосъемками, слайдами.

 — Пишет стихи, музыку, авторские песни.

  Увлечен общественной работой, осваивает секреты вожатского мастерства.

  Весело и интересно проводит свое свободное время, заботится о полноценном отдыхе своих младших друзей, сверстников.

  Любит природу и заботится о ней.

  Думает о будущем, уверенно идет к намеченной цели, к мечте, новым открытиям, к своей звезде.

VI. Профессия

Мурагер:

 — Ищет свое место в жизни, занят выбором «своей профессии», своего настоящего дела.

  Овладевает основами своего будущего профессионального мастерства, культурой труда.

  Заботится о сохранении семейных трудовых традиций.

  Вырабатывает в себе качества, необходимые в профессиональном деле.

  Посещает профессиональные клубы, факультативы, различные подготовительные курсы для поступления в профессиональные учебные заведения.

 — Приобщает своих сверстников, младших друзей к удивительному миру профессий, выступает в роли наставника.

  Участвует в различных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства юных, может быть их организатором.

VII. Гармония

Мурагер:

 — Живет по законам красоты и гармонии, занимается самосовершенствованием.

  Ведет здоровый образ жизни, его активно пропагандирует, всегда бодр, весел, никогда не теряет самообладание, чувство юмора.

  Пытается разобраться в смысле человеческой жизни, своего существования на Земле.

  Ответственен за свои слова, дела, поступки, за дела и поступки своих младших друзей, сверстников.

  Никогда не поступится своей совестью, общечеловеческими ценностями.

  Вселяет дух оптимизма, альтруизма своим воспитанникам.

  Владеет ключами своего счастья, старается сделать счастливыми своих воспитанников, друзей.

  Стремится к своей мечте, к своей звезде, делает все возможное, чтобы она была яркой, неповторимой, чтобы она своим светом озаряла жизнь, дарила радость и добро окружающим!

  Не боится трудностей, готовится к любым жизненным испытаниям для блага Родины, Добра и Справедливости!

Будь счастлив, Мурагер!

Символика. Награды. Знаки отличия

Программа «Жулдыз» является основным документом наряду с Уставом Союза детских общественных организаций «Жулдыз».

Символика, атрибуты Союза активно внедряются в жизнь детских общественных формирований: знамя, эмблема, девиз, флаги, галстуки, шевроны, вымпелы, ленты (преимущественно цвета государственного Флага), нагрудные знаки.

Союз детских организаций «Жулдыз» учреждает следующие награды:

1. За особые достижения в развитии детского движения члены Союза (дети, взрослые, ветераны) награждаются отличительными знаками по степеням:

1-я степень (высшая) — “Золотая звезда” (”Алтын жұлдыз”);

2-я степень — “Серебряная звезда” (”Күмiс жұлдыз”);

3-я степень — “Бронзовая звезда” (”Жез жұлдыз”).

2. Знак «Жулдыз» — за активное участие в работе детского объединения, говорит о принадлежности к Союзу детских организаций.

3. Почетная лента — награждаются отдельные лидеры и лучшие детские общественные объединения, организации.

4. Дипломы, грамоты — за победу в различных конкурсах, смотрах, соревнованиях, за вклад в развитие детского движения.

5. Благодарственные письма — за активное участие в областных слетах, конкурсах, соревнованиях, за поддержку детских общественных объединений, спонсорскую помощь.

6. Знак «Вожатый» — за добросовестный труд, профессионализм в работе с детьми и активное участие в детском движении.

7. Знак «Старший вожатый» — за особые достижения в работе детского общественного объединения, высокий профессионализм и педагогическое мастерство (Знак вручается вожатому, проработавшему более 3-х лет).

Программа развития и воспитания детей и молодежи «Жулдыз» разработана в 1991 году на кафедре педагогики Целиноградского педагогического института им. С. Сейфуллина (ныне Государственный Евразийский Университет им. Л. Гумилева).

На седьмом слете Союза детских и пионерских организаций Казахстана авторская программа «Жулдыз» получила официальное признание и была рекомендована к широкому использованию в работе с детьми в качестве Республиканской программы.

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2024 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Сайт работает при финансовой поддержке Авторской группы DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум