На вечер были приглашены преподаватели и учащиеся музыкальных школ г.Астаны, студенты вузов, военнослужащие срочной службы Республиканской гвардии (воинская часть 0112).
С вступительным словом перед собравшимися выступил генеральный директор НАБ РК Отарбаев Р.К.. О творческом пути Даулеткерея рассказал профессор, зав. кафедрой домбры Казахского Национального университета искусств, кюйші, исследователь творчества Даулеткерея – Орынбай Дюсен. В его исполнении прозвучали кюи Далеткерея. Также в этот вечер музыкальные произведения известного кюйши играли студент КазНУИ Торегожин Нурболат и ученица Казахской музыкальной школы №4 г.Астаны – Жунисова Жанар. С большим интересом участники вечера знакомились со специальной книжной выставкой и стендом «К‰й жєне к‰йшілік µнер».
Шыгайулы Даулеткерей (1820-1887 гг) родился приблизительно в 1820-х годах в Ординском районе Уральской области в состоятельной семье. По словам известного исследователя музыки и академика Ахмета Жубанова племянник Даулеткерея Науша Бокейханов, живший в советское время, играл около 50 его кюев.
В детстве Даулеткерей учился у муллы мусульманской грамоте. Хан Жангир, получивший образование в России, создавал возможности для получения детьми в Орде русского образования. Даулеткерей научился говорить по-русски, умел по-русски читать и писать. Мастерству игры на домбре он научился у превосходного домбриста Мусирали. Есть предположение, что Даулеткерей с детства был знаком с русской и европейской музыкой. Он хорошо играл на русской балалайке, умел играть на гитаре и мандолине. Одно из первых его произведений «Аќжелењ», посвящено красивой и искусной девушке Акбале. Кюи Даулеткерея «Коњыр», «Желдірме», «Керілме», «Ысќырма», «Ќосішек» изображают разные картины жизни.
«На музыкальное творчество Даулеткерея большое влияние оказали беседа его с Курмангазы, встречи с другими домбристами, исполнявшими Кюи в традиционно народной манере», - пишет Ахмет Жубанов.
Кюи «Топан», «Жигер», выражающие стремление народа к свободе, вместе с тем отражают раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного, сдержанного, серьёзного. О кюе «Жигер» Затаевич пишет: «В этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение». Даулеткерей скончался в 80-годах XIX века. Он оставил после себя духовное наследие, имеющее большое значение для потомков (из сборника «Исторические личности», Алматы кітап, 2007, стр.198-199).
Пресс-служба НАБ РК.